При написании статьи использованы материалы Проекта «Межрегиональная социальная служба по профилактике социального сиротства в семьях, где родители затронуты проблемами алкогольной зависимости «Здоровая семья для ребенка», реализуемого Благотворительным фондом «Дорога к дому» компании «Северсталь» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, с 01 декабря 2017 года по 30 ноября 2018 года.
Воспитывайте примером.
Главный прием обучения ребенка – это подражание. Что вижу, то и повторяю. Хотите чему-то научить – делайте это ежедневно сами!
У каждого в доме должны быть обязанности.
И у детей тоже. Обсудите с ребенком, какие дела по хозяйству он может делать, в какое время дня, как часто. Покажите, что вам нравится, что он проявляет самостоятельность, и вы гордитесь им.
Научите ребенка понимать и принимать правила поведения и общения.
Это поможет ему выстраивать адекватные отношения со сверстниками и взрослыми дома, в детском саду, в школе и во взрослой жизни.
«Спокойствие! Только спокойствие!» – говорил Карлсон.
Если ребенок не слушает взрослых – сохраняйте спокойствие. Дети часто балуются и нарушают правила не потому, что вредничают, а потому что устали, хотят от нас поддержки и внимания, но сами не осознают этого. В этот момент им меньше всего поможет наш гнев. Просто посидите рядом и подождите, пока он успокоится. Обнимите и спросите, что сейчас с ним происходит? Чего он хотел бы сейчас больше всего? Дайте понять, что вы любите его, слышите и понимаете его состояние, готовы прийти на помощь.
Не пользуйтесь правом сильного.
Уважительное отношение к ребенку и его потребностям – единственная гарантия того, что в будущем ваш сын или дочь, будут поступать так же по отношению к вам.
Похвал больше, чем замечаний.
Даже если это очень незначительный повод: «Буква «Б» у тебя стала получаться намного лучше, чем раньше!» «Как необычно ты расставил игрушки на полке». Оценивайте не самого ребенка, а его дела и поступки.
Не сравнивайте его с другими детьми. Все дети уникальны.
Не читайте длинных нотаций. Постарайтесь уложиться в 5 минут. Скажите просто: «Я расстроилась, когда увидела…», «Я не люблю, когда…», «Я беспокоюсь, когда…»
Каждый день общайтесь с ребенком, вместе играйте в те игры, которые он любят.
Расскажите о своем детстве, любимых играх, почитайте и обсудите прочитанное. Кто главные герои, кто из них понравился, а кто нет и почему. Спросите, как ребенок бы поступил на их месте. Такие беседы очень сближают взрослого и малыша.
Делитесь своими удачами и неудачами.
Дайте почувствовать, что вы ему доверяете. Ребенка важно научить пониманию того, что успехи – это результат труда, а неудачи – полезный опыт.
Радуйтесь успехам своего ребенка вместе с ним, верьте в него!
Это залог веры ребенка в свои силы, адекватной самооценки, умения справляться с трудностями и, в конечном счете, успешности во взрослой жизни.
Балахнина Т.Г., психолог в социальной сфере
Отделения социальной помощи семье и детям №1