Что важней?

Что важней?

        В профессиональной деятельности психологи порой сталкиваются с проблемами эдаких маленьких “ботаников». Этих детей родители активно образовывают еще  с пеленок.  

Как-то на консультацию ко мне пришла взволнованная мама с 4-х летним сыном. Мальчик  очень серьезный, с прекрасно, по-взрослому,  развитой речью, свободно говорит по-английски,  учит немецкий, занимается шахматами, увлекается астрономией и много еще чем. Все это мама рассказывала с нескрываемой гордостью.  Интересуюсь, посещает ли мальчик детский сад, как общается со сверстниками. Посещает, но друзей нет. По словам мамы, все остальные дети его не понимают и не принимают – он для них  слишком сложный. В  подтексте я услышала: остальные дети для него слишком  примитивны. Впрочем, не настаиваю – возможно, я ошиблась. Однако, мама озабочена не этим. Ее запрос озвучивать не буду, я о другом.  Стремление вложить в еще очень маленького сына кучу знаний, желание видеть его «вундеркиндом», гордиться его необыкновенностью есть проявление элементарного материнского эгоизма и совершенно жестоко, да, жестоко по отношению к ребенку.   Разве это нужно самому малышу? Ребенок  5-ти лет  нуждается в другом –  в проживании  своего детства.   Это период овладения социальными навыками, умением строить отношения с другими людьми через общение  и с близкими взрослыми, но  также и через игровые и реальные отношения со сверстниками.

«Сложность» ребенка на самом деле оборачивается для него невозможностью получить такой необходимый для него опыт, несформированностью навыков общения, которые ребенок получает именно во взаимодействии, в игре со сверстниками. В этом возрасте игра – ведущая деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Игра способствует не только становлению общения со сверстниками, но и формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре. Опыт  взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, понимать логику их поступков,  учит согласовывать свои действия с действиями другого человека. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, возникают желания для новой деятельности и связанные с ними цели.

Дошкольный возраст — это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша. Очень важная и  ответственная роль в воспитании ребенка остается за семьей (родителями).

Конечно же, я не призываю отказаться от занятий с малышом ни иностранными языками, ни музыкой, ни теми же шахматами или другой интеллектуальной деятельностью. Я за разумный подход и приоритеты, базирующиеся на потребностях ребенка по возрасту. В жизни Вашего малыша должно быть место всему тому, что позволит  чувствовать себя и любимым сыном, и своим среди друзей, беззаботным и счастливым, оптимистичным и уверенным в себе.  А с астрономией он познакомится  в школе, на то она и школа.

 

Балахнина Т.Г.,   психолог в социальной сфере
отделения социальной помощи семье и детям №1

Related posts