Ребенок пошел в первый класс. Родители активно включаются в учебный процесс, они готовы всемерно помогать и поддерживать. В первую очередь – выполнять сыном или дочерью домашние задания. Но часто это становится делом трудным и напряженным. Особенно когда у ребенка не получается так, как хотелось бы. Тем не менее, все поправимо. Рассмотрим, что же будет полезным для получения хорошего результата.
- Позитивный настрой. Строгий, требовательный родительский подход создает ненужное напряжение у ребенка и мешает ему сосредоточиться и работать успешно. Усаживая ребенка за уроки, улыбнитесь ему, обнимите, напомните, что он умница и ваш любимчик.
- На каждый предмет выделяйте до 20 минут. В это время целиком можно уложиться, но при необходимости немного подкорректируете.
- Непринужденная обстановка. Поощряйте ребенка выполнять задание быстро, используя игровые варианты работы. Предложите такую игру, например: «Сколько заданий ты сделаешь правильно за 1 минуту (5 минут)». Придумайте свои варианты, которые станут мотиваторами для быстрой и внимательной работы ребенка. Назначьте приз, который он получит прямо сейчас. Затем можно ввести баллы, которые накапливаются в течении недели, а призом будет поход в выходной день в зоопарк, или в кино, или еще что-то интересное для ребенка. В дальнейшем сформируется привычка быстро и аккуратно самостоятельно выполнять домашнюю работу и без специального поощрения – удовлетворением для ребенка станет сам результат.
- Учеба – это интересно. Если у ребенка возникли трудности с учебой, расскажите, что и у вас это случалось, поделитесь тем, как вы справлялись с подобными ситуациями. Отмечайте успехи, даже самые небольшие. Объясните, что ошибка – это то, на что надо обратить внимание и исправить. Только и всего. Пусть ребенок расскажет, что по трудному предмету рассказывал учитель. Проявите искреннюю заинтересованность, поблагодарите за рассказ. Ребенку важно знать и чувствовать, что вам интересно и приятно проводить с ним время и делиться знаниями.
- Учеба – это ответственность ребенка. Никогда не делайте уроки за него. Во время выполнения домашнего задания по трудному предмету попросите рассказать, что узнал он на этом уроке, что запомнил, что было интересного. Попросите объяснить вам правило или задачу. Скажите, что вам очень интересно, что вас такому не учили. Выполните задание сами и попросите ребенка проверить, нет ли ошибок.
Это мотивирует его на работу, поддерживает хорошую самооценку и уверенность в своих силах, , формирует привычку делиться и обсуждать с вами школьные (и не только школьные) дела. - Не завышать ожидания. Самое главное – помнить, что уроки – то не когда мама кричит и ругает, а когда (как обычно) любит и хвалит. Хвалите больше, критикуйте меньше. Не ждите идеальных результатов, похвалить всегда найдется за что.
Таким образом, выполнение домашних заданий на долгие школьные годы будет ассоциироваться у вашего ребенка с родительской поддержкой, принятием, сотрудничеством и взаимным доверием, а не со стрессом, страхом и обидами.
Информацию подготовил психолог в социальной сфере
Отделение социальной помощи семье и детям №1
Балахнина Татьяна Георгиевна