Почти все дети любят рисовать. Во многих семья детские рисунки висят на стенах в квартире или хранятся в папках как дорогая реликвия. Между тем, рисунки ребенка – это возможность для родителей лучше узнать его, получить полезную информацию о его внутреннем мире, сегодняшнем настроении и эмоциональном состоянии. То, что ребенок не всегда может рассказать, расскажут его рисунки.
При этом следует избегать однозначной трактовки рисунка, делать далеко идущие, особенно негативные, выводы на основании одного лишь рисунка не стоит, надо учитывать контекст ситуации. Полезно послушать и рассказ самого ребенка о том, что он нарисовал. Это скорее тема для размышлений и наблюдений. Больше информации даст сравнение рисунков, сделанных на протяжении некоторого времени, скажем, в течение месяца.
Все, что окружает ребенка оказывает на него влияние и так или иначе воспроизводится в его рисунках. Чаще всего дети рисуют то, что видят вокруг – природу, семью, животных т.п. Для мальчиков характерны изображения различной техники, машин, кораблей, оружия. Их рисунки часто динамичны – парус наполнен ветром, богатыри бьются на мечах и т.п. Девочки чаще рисуют сказочных красавиц, животных, цветы и т.п. При этом и на тех, и на других существенное влияние оказывает то, какие книги они (или им) читают, в какие игры играют, просмотр фильмов и мультфильмов.
Итак, не вдаваясь в профессиональные тонкости, разберем, на что стоит обратить внимание.
Для начала обязательно учитываем возраст ребенка: рисунки маленьких детей (до 3- 4 -х лет) часто весьма примитивны, их анализ может быть затруднен.
В рисунках детей более старшего возраста прослеживаются определенные закономерности. Рассмотрим некоторые из них.
Дети жизнерадостные, оптимистичные рисуют легко, с удовольствием, часто с улыбкой на лице, их рисунки имеют позитивный сюжет, элементы рисунка средних размеров, расположены по середине листа.
Тревожные дети часто мельчат, весь рисунок расположен в небольшой части листа, с краю. Изображение себя в углу листа может быть свидетельством о чувстве одиночества, недостатке внимания, страхе перед общением. Пустое место в центре листа – сигнал о неуверенности в себе, низкой самооценке.
Персонажи изображаются со слабыми ногами и руками, что символизирует ощущение беспомощности и незащищенности. Большие, тщательно прорисованные глаза так же могут быть свидетельством тревожности и страхов.
Необщительные, замкнутые дети склонны рисовать персонажей с невидимыми (спрятанными за спину) руками, таким образом сигнализируя о собственной застенчивости, не умении общаться. Об этом же – отсутствие на рисунках людей и животных. Изображение фантастических миров, придуманных существ может быть переживанием дискомфорта в реальном мире, стремлением спрятаться от него.
Агрессивные дети (это и скрытая агрессия) часто рисуют опасных животных, монстров, подчеркивая большие зубы, когти, гребни, рога. Эти изображения могут быть и у тревожных детей как свидетельство о страхе и дискомфорте. Но порой такие рисунки являются следствием наблюдения за животными в зоопарке или по ТВ.
Стремление доминировать и побеждать (как одно из проявлений агрессивности) проявляется в изображении людей с крупными руками с большими пальцами.
Явную или скрытую агрессивность можно предположить если ребенок (особенно девочка) часто рисует драки, оружие, сражения. Для мальчиков, однако, это может быть проявлением осознания и принятия собственного гендера и не являться признаком агрессивности.
Кратко остановимся на цветах, которые ребенок использует в рисунках.
Красный отражает как активность и целеустремленность, так и напряжение, тревогу и даже гнев.
Зеленый свидетельствует о уравновешенности, уверенности. Но довольно часто это говорит об эгоизме и упрямстве ребенка.
Желтый цвет говорит о непосредственности, общительности, игривости, радости.
Голубой цвет чаще всего предпочитают спокойные и чувствительные дети.
Оранжевый цвет — символ ярких эмоций, веселья, радости. Но если его слишком много, то это говорит о перевозбуждении.
Фиолетовый цвет предпочитают выдумщики и фантазеры. Такие дети восприимчивы, чувствительны и часто сомневаются в себе и том, что делают.
Синий цвет выбирают доверчивые дети, обладающие артистичными способностями.
Черный может быть как признаком решительности, так и агрессивного упорства, а еще свидетельством подавленности, протеста, разрушение, потребность в изменениях.
Коричневый цвет отражает трудолюбие и стойкость, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции, дети, отдающие ему предпочтение, отличаются медлительность.
Рассказанное – лишь небольшая часть того, что может поведать детский рисунок. Настоящая тема хорошо отражена в специальной литературе. Подробнее об этом, а так же о развитии навыков рисования у детей можно прочитать например, в книгах «Детский рисунок: диагностика и интерпретация», автор Джон Дилео, «Книга о детском рисовании» Марины Озеровой и других.
Таким образом, рисунок ребенка может стать для родителе полезным подспорьем как для понимания ребенка здесь и сейчас, своеобразным маркером его эмоционального состояния и настроения, так и в семейном воспитании в целом.
Балахнина Т.Г., психолог в социальной сфере
отделения социальной помощи семье и детям № 1