Все неблагополучные семьи, не зависимо от степени неблагополучия, объединяет общее состояние дезадаптации, недостаточной жизненной приспособленности, отсутствие устойчивого баланса во взаимодействии со средой. Вероятность социальной дезадаптации в таких семьях усиливается тем, что эти семьи испытывают какие-либо дефициты (материальных средств, физического здоровья, жизненных навыков, информации и т.д.). И социальная работа с неблагополучными семьями с детьми должна быть направлена на восполнение дефицита ресурсов как возможностей и источников, т.е. на усиление их ресурсного потенциала.
При постановке социального диагноза с целью успешного осуществления социальной работы с неблагополучной семьей, ресурсный подход имеет особо важное значение. Поскольку в настоящее время главным основанием для оказания социальной помощи является состояние нуждаемости, то конкретные проявления этого состояния у семьи как потенциального получателя услуг имеют определяющий характер для разработки конкретных мер помощи. Подход с позиций объективной оценки ресурсов позволяет дополнительно повысить адресность в социальном обслуживании. Для этого специалисту, работающему с конкретной семьей необходимо определить:
- Какие ресурсы у семьи имеются в развитом состоянии;
- Какие ресурсы имеются, но при этом нуждаются в развитии;
- Какие ресурсы у семьи полностью отсутствуют.
На основе такой информации можно разработать технологию работы с семьей, где п.2 и 3 помогут определить направления решения проблем, а п. 1 – механизмы решения проблемы.
Под ресурсами семьи понимается вся совокупность факторов, имеющих реальное или потенциальное положительное влияние на благополучие семьи в настоящем и будущем.
Ресурсы семьи подразделяются на внешние и внутренние. Внешние ресурсы, в свою очередь делятся на институциональные и внеинституциональные, а внутренние – на материальные и нематериальные.
Ресурсы семьи. Схема:
Говоря о внешних ресурсах семьи, следует пояснить, что к институциональным государственным ресурсам в первую очередь, относится федеральное и региональное законодательно-нормативное поле, регулирующее семейные взаимоотношения и определяющее способы поддержки семей с детьми, а также государственная структура учреждений, играющих ведущую роль при осуществлении социальной работы с семьей и детьми. К негосударственным ресурсам относятся общественные организации и благотворительные фонды, ориентированные на поддержку семей с детьми.
Для оценки ресурсов конкретных семей, с которыми взаимодействуют специалисты по социальной работе, используются такие традиционные общенаучные методы как:
– анализ документов;
– наблюдение;
– диагностическая беседа.
Ресурсных подход, анализ ресурсов семьи позволяет представить систему семейных ресурсов с точки зрения степени удовлетворения потребностей ребенка, охватывая такие основные области как:
– потребности детского развития;
– способность родителей удовлетворять эти потребности;
– семейные и средовые факторы.
Охарактеризуем краткое содержание оцениваемых областей.
Потребности ребенка в развитии включают следующие позиции:
- Здоровье (физическое и умственное здоровье: надлежащая и своевременная медицинская помощь при болезнях; профилактические осмотры и наблюдение у специалистов; соответствующий возрасту рацион питания; половое воспитание и профилактика зависимостей у подростков).
- Образование (регулярное посещение учебного учреждения для детей школьного возраста; доступ к учебной и развивающей литературе; присутствие взрослого, интересующегося процессом обучения, прогрессом и достижениями ребенка).
- Эмоциональное развитие и навыки социального поведения (адекватность чувств и поступков ребенка; характер и качество ранних привязанностей; способность адаптироваться к изменениям; реакция на стресс; уровень самоконтроля).
- Идентичность (отношение к себе как к отдельной личности; представление о себе и своих способностях; самоуважение; осознание своей индивидуальности; пол, возраст, чувство принадлежности к своей семье; принятия со стороны семьи, сверстников, общества).
- Семья и социальные отношения (эмоционально стабильные отношения с родителями или лицами их заменяющими; хорошие отношения с сиблингами; способность к сопереживанию; умение поставить себя на место другого).
- Социальная презентация (значимость для ребенка того, как его воспринимают другие; опрятность и личная гигиена; соответствие одежды ребенка различным жизненным обстоятельствам, полу и возрасту; способность принимать советы взрослых по поводу своего внешнего вида и поведения).
- Навыки самообслуживания (умения и навыки для развития независимости: умение детей младшего возраста одеваться и есть самостоятельно; практические навыки, позволяющие ребенку позаботиться о себе в отсутствие родителей; умение заботиться о своем внешнем виде; навыки социально приемлемого решения проблем).
Воспитательный потенциал родителей оценивается по таким позициям:
- Базовый уход (забота о ребенке: обеспечение пищей, питьем, теплом, кровом, необходимой чистой одеждой; внимание к личной гигиене ребенка; предоставление необходимой медицинской помощи).
- Обеспечение безопасности (адекватная защита ребенка от вредных воздействий и опасности, в т.ч. – от контактов с социально-опасными взрослыми и детьми; защита от нанесения ребенком вреда самому себе; обучение навыкам распознавать опасности дома и в других местах).
- Эмоциональное тепло (удовлетворение потребностей ребенка в прочных, стабильных, позитивно окрашенных эмоциональных отношениях, обеспечивающих надежную привязанность друг к другу; уважение; чуткость; поддержка; похвала).
- Стимулирование деятельности (содействие развитию и раскрытию потенциала ребенка через взаимодействие, совместную игру и общение; готовность отвечать на вопросы ребенка; обеспечение ребенку возможности пережить успех; содействие в разрешении его проблем).
- Руководство и ограничения (установление границ с целью выработки у ребенка внутренний модели моральных ценностей, социально одобряемого поведения; позволение ребенку учиться на собственном опыте).
- Стабильность (обеспечение ребенку достаточно стабильного семейного окружения для формирования стойкой привязанности к близким; удовлетворение потребностей в надежных, устойчивых и теплых отношениях со значимыми взрослыми; чуткость к чувствам ребенка; похвала, подбадривание, утешение).
Семейные и средовые факторы:
- Семейное функционирование (история семьи; взаимоотношения между родителями; отношения между детьми в семье).
- Родственники (состав расширенной семьи; воздействие родственников на жизнь ребенка и родителей).
- Жилье (соответствие жилья потребностям ребенка и членов семьи; санитарно-гигиеническое состояние; безопасность; основные удобства).
- Занятость (место и характер работы членов семьи и влияние этих факторов на ребенка, на отношения родителей с ребенком).
- Доходы (достаточность доходов; наличие льгот, оформленных пособий; учет интересов ребенка при расходовании материальных ресурсов).
- Социальная интеграция семьи (оценка района проживания, социального окружения, их воздействия на ребенка и его родителей; наличие дружеских и других социальных связей, значение придаваемое им).
- Ресурсы микрорайона (возможности и услуги, которые семья может получить по месту жительства.
Для оценки ресурсов конкретных семей, с которыми взаимодействуют специалисты по социальной работе, в плане оценивания уровня реализации потребностей ребенка используют такие традиционные методы как:
– анализ документов;
– наблюдение;
– анкетирование, интервьюирование;
– диагностическая беседа.
Используемая литература:
- Активизация в социальной работе с семьей: коллективная монография/ О.И.Бородкина, В.А.Самойлова. – СПб. – 2014.
- Самойлова В.А. Постановка социального диагноза: методическое пособие// В.А.Самойлова. – СПб, 2014.
- Материалы c сайта национального фонда защиты детей от жестокого обращения www.sirotstvo.ru
Информация подготовлена
Заведующим отделением помощи замещающим семьям
Емельяновой Г.Н.