Кино как средство профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Последнее время в средствах массовой информации и во многих научных публикациях всё чаще появляются сообщения о проблеме отклоняющегося поведения детей. Причинами этих отклонений являются особенности взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Как известно, из-за «слабого социального иммунитета детям и подросткам зачастую трудно приобщиться к идеалам современного общества», в результате чего приоритетом становятся «плохие привычки», которые в будущем у подростков приобретают роль «нормы» поведения. Так, например, серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних. Девиантные подростки, все чаще, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, начинают употреблять спиртные напитки, токсические и наркотические вещества, не посещают школу, часто оказываются вовлеченными в противоправную деятельность.

Девиантное поведение – форма отклоняющегося поведения личности, характеризуемая действиями не соответствующими общепринятым, наиболее распространенным и устоявшимся нормам в определенных сообществах в определенный период их развития, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Телевидение и кино сегодня оказывают превалирующее влияние на общество. Кино – источник значимой информации о нормах морали, отношениях между людьми.

С помощью кино возможно формирование сознания детей:

  • представлений о мире и «царящих» в нем социальных, экономических и политических законов;
  • знаний и понятий образа «хорошего и плохого»;
  • понимания норм поведения;
  • представлений о «должном» – нравственности, морали и долге;
  • взглядов и отношений на различные политические, социальные и социокультурные процессы в обществе;
  • понимания, осознания и принятия общей линии поведения в определенных ситуациях;
  • знаний и представлений о различных личностных особенностей индивида.

Социальное и художественное кино, как средство профилактики девиантного поведения, оказывает позитивное влияние на сознание и поведение несовершеннолетних. Правильно подобранный фильм помогает ребенку задуматься о причинах своих проблем, способствует развитию нравственных, моральных, эстетических качеств, формированию социальных норм поведения и показывает «что такое хорошо и что такое плохо», примеры различных жизненных ситуаций и возможные пути выхода из них. А обсуждение фильма с родителями учит ребенка общаться, правильно излагать свои мысли и чувства, анализировать, критиковать и делать самостоятельные выводы о своей жизни и судьбе.

В современной ситуации рубежа XX–XXI веков, когда на первый план вышло визуальное восприятие и, воспользуемся выражением О. де Бальзака, “душа переселилась в глаза”, кинематограф, стал одним из значительных и неотъемлемых элементов современной культуры, при этом мы отнюдь не всегда знаем, что и как смотрит с экранов современная молодежь.

Совместный просмотр и обсуждение фильмов – замечательное занятие, дающее возможность лучше понять детей, установить с ними контакт и помочь им найти пути решения различных проблем.

Удивительно, как при совместном просмотре фильма абсолютно все участники увлекаются процессом, сопереживают героям, попадающим в разные жизненные ситуации, испытывают гордость, когда они справляются с трудностями, возвращаются победителями из различных путешествий, радуются, когда герой обретает желаемое, и… начинают вспоминать свои переживания, делиться своими впечатлениями об увиденном. Впечатления оказываются разными, даже когда люди говорят об одном и том же сюжете.

Просмотр фильмов в семейном кругу и совместное обсуждение позволяют решать множество задач:

  • Развивать психологическую компетентность: ребята знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли и т.д.) и учатся взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета.
  • Развивать эмоциональную сферу: ребята учатся эмпатии, начинают осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению.
  • Обучать навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет детям увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар.
  • Снимать стресс: просмотр фильма и его анализ позволяют снять эмоциональное напряжение, а также обучают навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства.
  • Развивать способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.

Совместный просмотр и обсуждение фильмов требуют активного участия родителя. Фильм для совместного просмотра должен отвечать определенным требованиям:

  1. Тематика фильма должна быть интереснаребенку, должна способствовать повышению их социальной компетентности, давать пищу для размышления о себе, о своих жизненных целях, об окружающем мире. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен ребятам, чтобы он отражал актуальные проблемы, побуждал к активной жизни.
  2. Перед совместным просмотром, родители должны сами несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребенка.
  3. Фильм должен быть эмоционально созвучен зрителям, поэтому важно хорошо разбираться в проблемах, волнующих ребенка.
  4. Фильм должен соответствовать возрасту.

Выбирая фильм для просмотра, важно обратить внимание, есть ли в нем сцены, не предназначенные для показа детям (жестокость, насилие, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы – как для ребят, так и для родителей, поэтому рекомендуем воздержаться от такого выбора. Если вы все же выберете этот фильм, то следует помнить, что любые опасные сцены требуют серьезного обсуждения с детьми, следует быть готовым к этому и при необходимости самому инициировать такое обсуждение.

Основные вопросы для дискуссии:

  • Понравился ли фильм?
  • О чем фильм? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему?
  • Почему герой повел себя таким образом? чем причины такого поведения?
  • Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы я поступил в подобном случае?
  • Какой герой был интересен? Почему?
  • Как фильм связан с твоей собственной жизнью?
  • Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?

Безусловно, в каждом конкретном случае список вопросов будет дополняться, однако обсуждать отношение детей к фильму, особенности поведения героев и связь происходящего на экране с реальной жизнью ребят рекомендуется после просмотра каждого фильма.

 

Материал подготовил: заведующий отделением организационно-методической работы Страхова Е.М.

Related posts