Притча о гвоздях…
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Как часто в возрасте от 11 и до 15 лет, мы можем замечать изменения характера, привычек и поведения у подростков… Замкнутость, непонимание другого, соперничество, депрессия, резко сниженная самооценка, натянутость в общении и нежелание идти на контакт с родителями, учителями, обоснованное тем, что все равное его никто не понимает.
При том, что причины такого поведения могут быть самыми разными: это конфликты внутри семьи, проблемы межличностных отношений с друзьями, непринятие в коллективе, первая неудачная влюбленность и т. д. Тогда как следствие этих неудачных событий и выход из них часто бывает одинаковым. Импульсивные реакции подростка и вспышки агрессии – все это выливается в конфликт.
Как подростки интерпретируют понятие конфликт и что они под этим понимают:
– Конфликт – это бунт против чего-то или неповиновение кому-то.
– Восстание против кого-то (в классе, в группе).
– Нарушение правил, преступление границ.
– Уклонение от каких-либо обязанностей (моральная сторона).
– Открытая вражда, непризнание авторитета взрослых.
Как справится с состоянием подростка и как помочь ему выйти из конфликтной ситуации?
Здесь, в первую очередь, важна роль родителя и степень принятия своего ребенка. Крайне необходимо преодолеть отвержение ребенка по отношению к родителю в момент, когда он отгородился от всего мира и остался наедине со своими накопившимися проблемами. Найти силы в себе и преодолеть обиду и не отвернуться в ответ. Подумайте, что на самом деле отвергает подросток? Не себя ли, в первую очередь?
Может причиной отвержения являются моральные принципы и жизненные принципы взрослого, которые на данный момент подросток просто обесценивает… Отрицание, каких либо увлечений, которые хочет навязать родитель (танцы, спорт, музыка).
Преодолеть трудности, найти контакт с подростком, который замкнулся в себе, будет непросто. Наладив отношения на начальном этапе, и дав понять ему, что Вы его принимаете, таким, какой он есть, вы заручитесь доверием и станете для него другом.
Когда Вы уже сможете говорить с ребенком, и он будет Вас слышать и слушать, можно будет проговорить с ним по проблемным вопросам и предложить ему способы разрешения и предотвращения конфликтов:
– Найти в себе силы и уклониться от ссоры, выйдя из конфликта первым.
– Найти третье лицо, которое лучше разбирается в данном вопросе и поможет разобраться.
– Решить конструктивным способом, найдя компромисс.
– Принять точку зрения противника и перевести все в переговоры.
Объясните подростку, что есть множество методов, как не доводить конфликтную ситуацию до критической. В первую очередь, он должен уметь владеть своими эмоциями и не поддаваться на провокации. Но если ссоры уже не избежать, то можно рассмотреть некоторые правила конструктивной ссоры:
– Ссора должна быть завершена, а завершением считается примирение сторон.
– Негативные эмоции ссоры должны быть переведены в позитивные.
– Из ссоры должен быть сделан конструктивный вывод, который приводит к положительному действию.
– Ни одна из сторон не должна чувствовать себя ущербной.
– В ссоре необходимо избегать воспоминаний и упреков из прошлого.
Не стоит ругать подростка и огорчаться, если у него не получилось справиться с эмоциями и все-таки неприятная ситуация произошла. Станьте для него опорой, и пусть он знает, что сможет обратиться к вам в любой сложной ситуации.
Праздникова Анастасия, психолог Отделения психолого-педагогичесткой помощи ГБУ г.Севастополя Центр социальной помощи семье и детям
При возникновении вопросов, трудностей в общении с подростком Вы можете получить квалифицированную консультацию психолога, узнать ответы на вопросы и обрести порой столь необходимую поддержку.
Психологи нашего Центра:
Отделение психолого-педагогической помощи, ул.Н.Музыки, 30,т.48-09-10
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и социальной помощи семье и детям, пр.Победы, 72, т.48-40-40
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и социальной помощи семье и детям г.Балаклава, г.Инкерман, Северная сторона и сельская зона Балаклавского и Нахимовского районов, г.Инкерман, ул.Умрихина, 3, т.72-64-71
Использованная литература:
Корчагина Ирина “Да здравствует искусство ссоры”, Емельянов С. М. “Практикум по конфликтологии”