«Это было недавно, это было давно» вспоминаются слова из стихотворения Матусовского М.Л., когда речь заходит о первой влюбленности. Первые свидания, первый поцелуй, первое признание. Сколько времени прошло с тех пор…
Проходит время и теперь первая любовь приходит уже к вашему ребенку и хочется уберечь свое чадо от разочарований и несчастной любви. В каждом возрастном периоде ребенок проявляет свои чувства по разному, имеет свои особые оттенки.
В дошкольном и младшем школьном возрасте родители могут услышать от своего ребенка, что он «женится». Конечно ребенок под этим подразумевает дружбу с мальчиком или девочкой. Дети, играя в ролевые игры, расширяют свой кругозор, формируют навыки, осваивают социальные роли и разные модели поведения. Родителям стоит проявить чуткость, спросить у ребенка почему именно эта девочка/мальчик ему нравятся. Ни в коем случае не нужно стыдить или напоминать ребенку, что недавно ему нравилась другая/другой. А также обесценивать его чувства, говоря, что он «совсем еще маленький».
В возрасте примерно 10-12 лет у ребенка могут возникнуть платонические отношения. Не нужно «пытаться» уберечь его от «испытаний и переживаний», ведь ему нужно получить собственный опыт. Слушайте и поддержите своего ребенка, когда он захочет поделиться своими переживаниями.
В подростковом возрасте велика вероятность развития романтической влюбленности. Делаются первые шаги к романтическим отношениям: встречи, переписки, флирт друг с другом.
В этой ситуации следует обсудить тему нравственности в отношениях. Необходимо объяснить ребенку, что без уважения, любви, заботы друг о друге не может быть полноценных отношений; секс — это лишь часть отношений. Также нужно напомнить о важности безопасного секса, рассказать о методах контрацепции. Если ребенок стесняется, не готов подробно обсуждать эту тему с Вами, дайте ему понять, что всегда открыты для общения.
Родители, как правило, не готовы к тому, что их ребенок взрослеет и в нем появляется много нового: формируется модель поведения, нормы и ценности, социальные роли, увлечения и интересы и прочее. Мысль, что ваш сын/дочка влюбился, может вызывать у Вас разные чувства, но ни в коем случае не стоит говорить ему, что то, что он испытывает — несерьезно или, наоборот, относиться к этому слишком серьезно.
Пусть все идет своим чередом – игнорирование или излишняя любопытность не нужны, необходимо внимание и готовность поддержать. Не критикуйте объект его симпатии, не запрещайте общаться, так как это вызовет обратный эффект. Поинтересуйтесь у ребенка, какие качества его привлекают в любимом человеке, что в его внешности ему нравится, как возникли романтические чувства. Тактично относитесь к чувствам своего ребенка, очень важно не задеть и не обидеть его. Также не нужно слишком настойчиво расспрашивать. Важно, чтобы разговор не перешел в нравоучения.
Если ребенок доверился вам, храните секрет. Не нужно рассказывать суть или содержание беседы знакомым и родственникам, ведь так, при неосторожно произнесенным словом, можно потерять доверие.
Чтобы создать условия для доверительной беседы со своим любимым ребенком, расскажите ему о своей первой любви, какие эмоции испытывали, о чем переживали в этот период, что беспокоило, какими своими поступками потом гордились. Если вы расскажете о своих переживаниях и чувствах в этот период, то и ребенку, возможно, захочется поделиться своими.
В период влюбленности хочется быть более открытым и близким, буквально «слиться» друг с другом в единое целое, однако для выстраивания здоровых отношений нужно не забывать и о своих собственных границах. Расскажите о личных границах ребенку, напомните, что никто не имеет права прикасаться к другому человеку без разрешения. Отношения должны строиться на взаимной симпатии и понимании друг друга. Важно напомнить подростку, что его влюбленность и сильные эмоции не отменяют общепринятых правил поведения: вовремя возвращаться домой, не оставаться ночевать у своей половинки, быть на связи с родителями, не забывать о своих повседневных обязанностях, не нарушать общественный порядок для привлечения внимания или создания романтической среды (например, подросток разрисовал стену дома, написав признание в любви; решил прокатить девушку на автомобиле, не имея водительских прав).
В случае расставания позвольте своему ребенку пережить это событие самостоятельно. Выразите сочувствие, спросите, чем вы можете помочь. Не давайте советов, если ребенок вас сам не просит.
Первая влюбленность играет большую роль в формировании самооценки, служит будущим фундаментом для выстраивания серьезных отношений.
Первая любовь отличается от всех последующих тем, что подобные ощущения ранее были неведомы, и юноша/девушка не только открывают для себя своего партнера, но и прежде всего открывают себя самого. Поддержка, доверительные отношения ребенка с родителями помогут справиться с трудностями и переживаниями, связанными с первыми чувствами.
Юрдик Е.А.,
специалист по работе с семьей ГБУ ЦСПСД