Со времен самой античности, среди законов особо выделялись те, которые определяли организацию властей в определенном государстве и изменявшиеся в особом порядке.
Первый раз термин «конституция» упоминается в римском праве. В отечественной юридической литературе чаще всего указывается, что он происходит от латинского термина «constitutio» и восходит еще ко времени существования Римской Империи, в котором конституциями обозначали указы, издаваемые римскими императорами.
Указ императора имел высшую юридическую силу настоящего закона.
Специфика «особого закона» в первую очередь состояла в том, что в отличие от всех иных законов, которые непосредственно сам император мог не соблюдать: «принцепс свободен от (соблюдения) любых действующих законов», он являлся обязательным также и для него. Император не имел права его нарушить, поскольку такой факт означал бы выступление против своей собственной безграничной власти, а также решения со стороны народа.
Дальнейшее заимствование существовавшей терминологии римского права многими иными европейскими народами, к примеру, англичанами привело к перемене самого термина «constitutio» в «constitution», меняется кроме этого также смысл самого термина: из «установление» непосредственно в само «устройство». Термин «constitution» в различной юридической литературе Англии начинает входит в постоянное употребление в понимании государственного устройства (либо же строя).
В 1787 году в США приняли первую в историю конституцию. Она была непосредственно подготовлена как существовавшими традициями античного, а также еще и британского конституционализма, так и такими условиями, в которых были представители Старого Света, которые как раз и вынудили их во имя единства, а также последующего выживания в состоянии существовавшей первозданной свободы и полном отсутствии государства заключить соответствующие письменные договоры. В таких договорах колонисты должны были создавать обязательные общины, отдельные правительственные учреждения, помимо всего также подчиниться таковым. Обозначенные акты как раз и выступили своего рода прообразом существующих американских конституций.
Не намного позже, в 1791 г. была принята также Конституция Франции, в 1793 г. Польша также приняла свою Конституцию.
Предыстория конституции в России берёт свое начало в первой половине ХIХ века. Отдельные либеральные конституционные идеи пробивали свою дорогу в постоянной борьбе с существовавшей в то время доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль в первую очередь исходила из того факта, что конституция – это своего рода учредительный закон, который закрепляет основные начала государственного устройства всего государства, основы конституционной монархии.
Сегодня Конституции Российской Федерации исполнилось 23 года. Не стоит путать день принятия документа с его вступлением в силу (25 декабря 1993 года). История Конституции России – это бесконечное количество изменений и поправок, которые привели к созданию современного варианта документа. Годы принятия Конституции отображают разные этапы в развитии страны. За всю историю России действовало пять высших юридических нормативных правовых актов – 1918, 1925, 1937, 1978, 1993.
Сроки действия Конституций составляли 7 лет, 12 лет, 41 год и 15 лет. Это говорит о том, что Россия прошла сложный исторический путь, потому что принятие каждого документа свидетельствовало о кардинальном изменении жизни общества. Таким образом правительство подводило своеобразный итог предшествующим событиям, а также начинало новый этап в развитии государства. Первые четыре конституции по своему типу были советскими социалистическими конституциями, которые, несмотря на существенную разницу, сохраняли все социалистические ценности, утверждение советской власти, диктатуру над рабочим классом. В какой-то степени конституции 1918, 1924, 1937, 1978 годов были фиктивны. В них были закреплены определенные принципы, которые в жизни применялись очень редко. Например, принадлежность власти трудящимся, использование гражданами своих политических прав и свобод, полновластие Советов.
Первый высший юридический нормативный правовой акт был принят на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года. Его утверждение произошло после Октябрьского переворота. Документ насчитывал в себе шесть разделов. В первой Конституции основы устройства общества определял не принцип преемственности конституционного развития, а лозунги, которыми руководствовались большевики во главе с Лениным. Документ был построен таким образом, что полностью зачеркивал весь предыдущий государственно-правовой опыт России. Первая Конституция имела не прикрытый классовый характер. В ней совершенно не учитывалась демократическая концепция, что народ – это носитель и источник суверенитета страны. С одной стороны в ней была закреплена власть Советов и рабочего населения страны, но с другой – государством правила диктатура, которая не интересовалась проблемами простого населения, а иногда и лишала прав отдельные группы лиц, даже в ущерб интересам социалистической революции.
Конституцию 1918 года заменили в 1925 году, после того как РСФСР объединилась с другими республиками и образовала СССР. Вторая Конституция совершенно отличалась от первой, хотя и были некоторые ссылки на предыдущую версию. В новом документе были смягчены формулировки о насилии и подавлении «паразитических» структур общества, но при этом, она стала более строгой в юридическом плане. В Конституции был четко прописан факт вхождения РСФСР в СССР, однако косвенно все же были подтверждены права РСФСР вне пределов прав Союза, но прямого указания на суверенитет в ее Конституции не содержалось. В связи с тем, что в стране были определены субъекты, в конституции был определен их статус и полномочия.
Развитие РСФСР уже было напрямую связано с СССР, поэтому была необходимость создать общую Конституцию, которая вступила в силу в 1937 году. С ее «приходом» начался новый этап в развитии страны. Считалось, что будут построены основы социализма, которые ликвидируют эксплуататорские классы и элементы, а значит, приведут к созданию так называемой социалистической демократии. В новой Конституции все же сохранилось определение классовой сущности, но форма выражения была полностью изменена. Кроме этого, за гражданами были закреплены права независимо от социального признака, впервые упоминалось о равноправии, хотя и в утонченном виде. Таким образом, в Конституции появились первые «признаки» демократических установок, однако пока они были идеологически ориентированы. Документ этого периода уже имел более четкую юридическую форму.
В 1978 году была принята новая Конституция. За время своего действия (15 лет) она неоднократно изменялась. Это касалось как отдельных правовых норм, так и самой сущности документа. В отличие от всех предыдущих версий Конституции четвертая была самой нестабильной, при чем изменения в ней часто были радикальными. В новой Конституции подразумевалось, что общество вступило на новый путь – развитого социализма, который означал, что государство постепенно будет прощаться с советской диктатурой и становится общенародным. Впервые в документе слово «народ» было заменено на «субъект», которому принадлежит вся власть в стране. Однако в Конституции было прописано, что руководящей силой советского общества остается коммунистическая партия. Реформирование Конституции началось в 1989 году, которое подразумевало существенное изменение ее основных черт. Конечно, все значимые изменения вводились поэтапно: отказ от названия социалистического государства, удаление положения о коммунистической партии как ядра государства, признание прав человека, признание частной собственности.
Конституция, принятая в 1993 году, уже не была документом субъекта Федерации, а нормативным правовым актом независимого государства. В ходе ее согласования были неоднократные противостояния, ведь в предыдущей Конституции ряд законов из-за бесконечных изменений и дополнений противоречил друг другу. После доработки документа, он был вынесен на народное голосование, которое состоялось 12 декабря 1993 года.
Действующая Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.