Теоретические и методологические основы социальной работы

Теория социальной работы носит сугубо прикладной характер и является базовой основой для формирования практических инноваций. Как самостоятельная система научного знания, она сосредотачивает внимание на глубинной сущности человека и его социальных связях.

Базовой научно-теоретической основой социальной работы является такая наука как социология, поскольку цель социальной работы состоит в гармонизации всей системы социальных отношений на любом уровне – в обществе в целом, в семье, в коллективе. Поэтому значительная часть современных теорий социальной работы выросла из социологических концепций.

Следует также отметить, что для теории социальной работы принципиально важное значение имеет целостное осмысление проблемы человека. Так, в рамках социальной работы человек рассматривается как биосоциальное существо со всей совокупностью его потребностей – базовых и социальных. В силу этого социальная работа также опирается на систему психологических, педагогических, правовых, медицинских и других теорий в зависимости от специфики проблем человека, используя их методы.

Таким образом, теория социальной работы носит междисциплинарный, комплексный и интегративный характер.

Методология социальной работы возникла с появлением первых осознанных представлений о наиболее рациональных способах оказания социальной помощи, эффективность которых была подтверждена практикой их многократного использования.

В социальной работе методы – это способы достижения какой-либо цели, разрешения конкретной задачи.

Методы социальной работы – это совокупность приемов, операций, направленных на достижение поставленной цели.

Методы социальной работы подразделяются на:

* Общелогические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, проектирование, моделирование);

* Общенаучные (теоретический анализ, наблюдение, эксперимент, экспертная оценка);

* Социологические методы (анкетирование, интервью, социометрия, мониторинг);

* Организационно-распорядительные (регламентирование, инструктирование);

* Психолого-педагогические (убеждение, внушение, воспитание, самовоспитание, наблюдение, диагностирование, информирование, стимулирование деятельности, коррекция поведения, метод примера).

При осуществлении социальной работы все методы принимают какую-либо форму.

Форма социальной работы – это:

– практическая реализация методов социальной работы;

– способы организации деятельности специалиста и клиента социальной работы (получателя услуг).

Формы социальной работы классифицируются следующим образом:

* По количественному составу (индивидуальные, групповые, массовые)

* По доминирующему способу влияния на клиента (вербальные, наглядные, практические)

* По степени сложности (простые, сложные, комплексные)

* По времени (краткосрочные, долгосрочные)

* По способу осуществления (стационарные, полустационарные).

Совокупность форм и методов как приемов, операций и процедур социального воздействия в различных комбинациях на пути получения оптимального социального результата представляет собой социальные технологии.

Социальные технологии представляют собою алгоритм реализации социальных процессов, в котором главными составляющими выступают: определение основных целей; конкретизация цели; проектирование; определение очередности этапов (планирование); подбор инструментария, подбор методов, способов влияния, обработки информации; осуществление действий; корректировка действий в зависимости от изменений, происходящий в процессе (организационно-процедурная работа); результат, анализ деятельности.

Таким образом, социальная технология рассматривается как способ осуществления деятельности на основе ее рациональной «разбивки» на процедуры и операции с последующей логической координацией и выбором оптимальных средств (методов) их выполнения.

Социальные технологии как совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение и оптимизацию социального функционирования общества, профилактику негативных социальных процессов подразделяются на общие и частные.

Система общих (базовые) технологий включает в себя:

– социальную диагностику,

– прогнозирование,

– проектирование,

– консультирование.

Частные технологии социальной работы в своей основе представляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и слоям населения, нуждающимся в поддержке. Например, технологии социальной работы с наркозависимыми; с лицами с девиантным поведением; с семьями и детьми; с беспризорными и безнадзорными; с инвалидами; с лицами, склонными к суициду; с вынужденными переселенцами и т.д.

Выделяют технологии социальной работы и по направлениям социальной работы с населением: технологии социального контроля и социальной профилактики; социальной терапии; социальной реабилитации; социального посредничества и пр.

Все эти технологии взаимосвязаны и, в тоже время, относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Осуществление социальной работы в соответствии с какой-либо технологией называется социальной практикой. То есть социальные практики – это конкретные технологии социальной работы.

 

Используемая литература:

1. Гуслякова Л.Г. Основы теории социальной работы. // Л.Г.Гуслякова. – М., 2012.

2. Колков В.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы: методическое пособие // В.В.Колков. – М., 2014.

3. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие // отв. ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина. – М., 2013.

Related posts