Согласно представленной Фрейдом концепции психосексуальное развитие личности проходит последовательно определенные стадии:
- Оральную (0-1,5 года)
- Анальную (1,5 года- 3 года)
- Фаллическую (3 года- 6 лет)
- Латентную (6-12 лет)
- Генитальную (12-до 22 лет)
Оральная стадия представляет собой самый глубокий контакт между ребенком и матерью. Приятные переживания в данном периоде сконцентрированы вокруг зоны рта и губ.
Жизненно важный процесс, связанный с инстинктом самосохранения и выживания, обусловлен кормлением материнской грудью. Связь с первичным объектом- матерью характеризуется отношениями любви в процессе еды. Когда ребенок пьет молоко, он ощущает, как молоко течет внутрь его организма и в этот момент он чувствует свое тело и приятные ощущения от приема пищи. Когда мать разговаривает с ребенком во время кормления, она контейнирует его, уменьшая фрустрацию, связанную с беспомощным состоянием младенца.
В момент кормления важны также отношения с матерью. Фрейд назвал оральную организацию каннибальской, так как целью является поглощение объекта, что впоследствии будет играть важную роль в процессе идентификации. В этом периоде развития важную роль играет сосание пальца, так как это является шагом к автономии и переживанию аутоэротизма, что помогает младенцу пережить фрустрацию, связанную с задержкой кормления и позволяет младенцу идентифицироваться со своим телом. Именно мать, называя части тела младенца, создает психику ребенка из сомы.
Не всегда мать может быть рядом с младенцем и в полном объеме удовлетворять его потребности, что фрустрирует ребенка и вызывает ощущение моторного бессилия и беспомощности, а в философском смысле ощущение несовершенства бытия. Данные ощущения являются прообразом травматической ситуации и формируют аутоэротизм, что позволяет ребенку дождаться прихода матери и кормления. Также здесь формируются фантазии, то есть происходит дальнейшее развитие психики, что позволяет заменить реально удовлетворяющий объект- мать в периоды ее отсутствия.
Аутоэротическое переживание и фантазирование доступны только при наличии и содействии реальной матери. Если процесс соединения матери и ребенка по каким-то причинам не происходит, то ребенок всегда находится между состоянием блаженства от удовлетворения своих оральных потребностей и ощущением фрустрации, сопровождаемой страхом смерти. В данном случае процесс фантазирования может не развиться. Дезинтегрированные представления в дальнейшем приводят к развитию психотических или психосоматических заболеваний.
Удовлетворение, желания, работа фантазии на протяжении всей жизни человека остаются связанными с переживанием приема пищи и этими первыми отношениями с матерью. Первоначально ощущения ограничены областью рта, в дальнейшем распространяются на другие функции- дыхание, зрение, слух, обоняние и т.д. Фрейд говорит о том, что любое пополнение и совершенствование объекта с точки зрения бессознательного означает принятие и поглощение.
Когда у ребенка появляются зубы на передний план выступает не доамбивалентное сосание, а кусание и проглатывание, то есть агрессия по отношению к объекту. Появляется амбивалентность влечений – первичный объект мать одновременно любим и ненавидим.
В работе «Влечения и их судьба» З.Фрейд пишет: «Ненависть как отношение к объекту древнее любви, она возникает из первоначального отвержения возбуждающего внешнего мира со стороны нарциссического Я». По мнению Фрейда, злость есть самая ранняя, инфантильная составляющая душевной жизни.
Следующей за оральной фазой идет еще одна догенитальная фаза – анальная. Связана с переживанием удовольствия от опорожнения кишечника и приучением к контролю над сфинктерами. Формы выражения фантазий в этом периоде связаны с фекалиями и их символическими значениями. Ребенок учится манипулировать тем, что у него есть. На этой стадии мама и папа, хваля ребенка за туалет научат его в дальнейшем делиться плодами своего труда. К анальным чертам характера З.Фрейд относит порядок, скупость, упрямство. В первой фазе анальной стадии анальная эротика концентрируется вокруг процесса опорожнения кишечника. Садистское влечение в фантазиях связано с уничтожением объекта. Во второй фазе анально-садистской стадии анальная эротика связана с удержанием, влечение направлено на овладение объектом.
Следующая стадия психосексуального развития – фаллическая. Влечения концентрируются на генитальной зоне. С этого момента начинается генитальная организация. Включает две фазы – инфантильную генитальную организацию и собственно генитальную организацию, которая достигается в пубертатный период. Данная фаза соответствует развитию Эдипова комплекса.
Девочка, не прошедшая своевременно Эдипов комплекс, как и мальчик, не прошедший Эдип, как правило, в дальнейшей жизни встречаются с проблемами вступления в и развития отношений между полами. Девушка или женщина вступает в отношения с мужчиной, состоящим в браке в роли любовницы, отрабатывая, таким образом, Эдипов комплекс, который она не смогла пройти в родительской семье.
В благоприятной форме, Эдипов комплекс, из бессознательного, представляет собой желание устранить соперника, то есть человека того же пола и сексуальное желание к человеку противоположного пола. В негативной форме – любовь к родителю того же пола и ненависть к родителю противоположного пола.
Разрушение Эдипова комплекса имеет огромную роль в формировании личности – образовании Сверх-Я, Я-Идеала, выборе объекта любви и доступе к зрелой генитальности.
Разрушение Эдипа – это запрет инцеста, превращение природы в культуру.
Следующая фаза психосексуального развития – латентная. Либидо ребенка путем сублимации переориентируется вовне (развивается социальная активность). Это время подготовки к взрослению. Ребенок активно интересуется общением со сверстниками, спортом, учебой в школе. Формируются Эго и Супер-Эго. Супер-Эго – система норм, ценностей – совесть человека. Эго – восприятие, мышление, научение. К возрасту 6 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни.
Следующей стадией психосексуального развития является генитальная фаза, характеризуется повышением сексуальной активности и усилением возбудимости у подростков. Подростки проходят гомосексуальный период, постепенно объектом любви становится партнер противоположного пола. Генитальный тип личности – идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это зрелый в социально-сексуальном плане человек, ответственный за принятие решений. Важным приобретением генитального периода является умение управлять своими внутренними стремлениями, активная жизненная позиция, умение брать на себя ответственность в собственной жизни.
Подводя итог, можно сказать о том, что как гиперопека, так и дефицит внимания со стороны родителей могут негативно сказаться на развитии ребенка. Зная об аспектах психосексуального развития, можно помочь ребенку стать зрелым, гармоничным человеком.
Список литературы:
1. Зигмунд Фрейд «Влечения и их судьба» Эксмо-Пресс М.: 2000. 432с.
2. Интернет-ресурсы:
https://sites.google.com/site/tohabiblio/the-team/klassiceskij-psihoanaliz-frejda/razvitie-licnosti/stadii
http://studopedia.su/13_98818_freydovskaya-kontseptsiya-rannego-detskogo-razvitiya.html
Статья подготовлена
психологом в социальной сфере
Харитоновой И.В.