Влияние гаджетов на ребенка

Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как телефон, планшет, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пеленок начинают интересоваться гаджетами: раз родители много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны.

Отношение же родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребенка неоднозначно. Одни их активно используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний. Истина, как водится, где-то посередине.

В чем же заключаются плюсы и минусы использования гаджетов?

Влияние гаджетов на здоровье.

Согласно рекомендациям врачей время пребывания ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона) варьируется в зависимости от возраста:

– дети 4-5 лет – не более 15 минут;

– дети 6 лет – 20 минут;

– дети 7-9 лет – 30 минут;

– дети 10-12 лет – 40 минут;

– 13-14 лет – 50 минут.

В случае, если занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутные перерывы. Эти цифры могут показаться довольно суровыми. Но, по мнению специалистов, даже взрослый человек не должен работать за компьютером беспрерывно более часа.

Многие родители уже столкнулись с реальными проблемами в здоровье детей. Явное влияние экраны современных устройств оказывают на зрение. У людей, которые проводят много времени перед экранами мониторов, наблюдается так называемый синдром сухого глаза: появляется ощущение сухости и «песка» в глазах, они становятся красные и начинают чесаться. Кроме того может развиться близорукость.

Другая проблема связана с общим физическим развитием. Долгое сидение лишает ребенка двигаться и приводит к спазмам мышечных групп и нарушению осанки. Обычно такие неприятности испытывают офисные сотрудники. Для детей же они особенно опасны, так как их мышечный и костный скелет все еще находится в стадии развития. Еще один минус малоподвижного образа жизни – проблемы с лишним весом.

К тому же интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, которые проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на свежем воздухе.

Ущерб для эмоционального развития.

Многие психологи обеспокоены тем, что у детей из-за гаджетов все чаще проявляются нарушения эмоциональной сферы (неадекватные вспышки агрессии, истерики, тревожность, общая бедность эмоциональных проявлений). Конечно, нельзя сказать, что всему виной именно компьютерные устройства. Скорее, их необдуманное использование провоцирует возникновение психологических проблем. Ребенок быстро становится зависимым от электронных игрушек и виртуального мира, из которого потом сложно вырваться.

Синдром увеличения детской агрессии отмечается, как одно из самых серьезных порождений эпохи гаджетов. В малейшей спорной ситуации дети стремятся доказать правоту в драке. Девочки наравне с мальчиками не просто проявляют агрессию, а выставляют на всеобщее обозрение свое непристойное поведения, воспринимая это как норму.

Такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.

Нарушения интеллектуального развития. Задержка речи.

Покупая ребенку новый диск или скачивая новую программу, взрослые заботятся о его развитии. Однако результат иногда не радует. Сегодня многие родители замечают, что их дети начинают позже говорить, имеют логопедические проблемы. За последние годы количество детей с подобной проблемой возросло в 6 раз.

Казалось бы, малыши постоянно слышат речь из включенных телевизоров и компьютеров, но в раннем возрасте овладение речью происходит только в общении со взрослыми, в диалоге, причем насыщенном эмоционально. Ребенок не может так взаимодействовать с техническими устройствами. К тому же гаджеты, преподносящие ребенку готовые образы, способствуют обеднению мышления, воображения, способности концентрироваться и заинтересовываться. Ребенку постоянно нужна внешняя стимуляция, чтобы удерживать внимание на чем-то. Даже самые совершенные гаджеты не способны передать человечески эмоции и заменить полноценного общения.

А в чем же плюсы гаджетов?

Первый и несомненный плюс – всестороннее

развитие малыша. Это не значит, что он должен с утра до вечера сидеть за ноутбуком и играть, но изучить компьютер, уметь его включить и запустить нужную программу, ребенку к дошкольному возрасту желательно, так как даже первоклашки делают презентации и доклады на компьютере.

С помощью компьютера ребенок может познакомиться с целым миром живой и неживой природы, разнообразной деятельностью людей. И этот процесс не будет скучным и утомительным. Особенно гаджеты “спасают” тех детей, кому не удается установить общение и контакт “вживую”, они могут компенсировать недостаток общения в реальном мире с помощью электронных устройств.

Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Даже привить любовь к чтению намного проще, если время от времени читать красочные интерактивные книги.

Ребенок школьного возраста вполне может пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т.д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.

Специальные приложения помогают даже в занятии

спортом. Можно подобрать тренировочные видео-уроки для ребенка или для всей семьи. Они не заменят полноценных тренировок, но прекрасно подойдут для утренней гимнастики или разминки в течение дня.

Способ временно занять ребенка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, стояние в пробках. А игрушки, книги и фломастеры не всегда могут оказаться под рукой, и поиграть в подвижные игры не всегда есть возможность, а вот гаджеты у взрослых всегда с собой, и тут они будут весьма кстати. Но не стоит забывать, что использовать отвлекающую способность электронных игрушек нужно лишь изредка, иначе ребенок быстро к ним привыкнет.

 

К сожалению, чаще гаджет в руках ребенка играет одностороннюю роль – развлекательную. Иногда родители объясняют покупку как необходимость: “нужно шагать в ногу со временем, у всех детей есть, а мой ребенок, чем хуже”. 

Если вы купили планшет и знаете, что ребенок давно видит его в школе или во дворе и только и ждет когда

сможет воспользоваться им сам. Так сделайте его игру не просто игрой, а семейным времяпрепровождением. Пусть это станет совместным ритуалом, приятным и веселым отдыхом. И ребенок рад, и вы довольны. То же самое и с остальными устройствами.

Важно понимать: чем жестче табуирование, тем сильнее ребенок ищет возможности получить гаджет. Запрещать своим детям пользоваться современными устройствами не стоит. Все-таки мы живем в век технологий, и знания в этой области очень пригодятся в будущем. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. И не забывали, что нельзя подменять реальное общение с крохой никакими новомодными способами.

 


Специалист по социальной работе Руденко Н.В.

 

Related posts