14 января 2018 года 100 лет Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав

Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России существовала всегда. Численность беспризорников и сирот резко возрастала в период войн и катаклизмов, когда разрушались общественные и семейные связи. В конце 19 века общественность России впервые стала обращать внимание на отдельные преступные проявления среди несовершеннолетних.

В царской России в 1910 году насчитывалось до 2,5 миллионов детей, не имеющих крова и питания, в 1919 г. около 3 миллионов. По предложению В.И. Ленина был создан государственный Совет защиты детей, куда входили представители наркоматов социального обеспечения, продовольствия, просвещения, здравоохранения и труда. Совет возглавил А.В. Луначарский. Несмотря на огромную работу, число беспризорников к 1921 г. возросло до 4,5 миллионов.

31 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет, положивший начало проведению в жизнь социального воспитания. Отныне несовершеннолетние признавались «детьми республики» и забота о ребенке стала «прямой обязанностью государства».

14 января 1918 года был принят «Декрет о комиссиях для несовершеннолетних», определивший курс молодого государства на социальное воспитание детей и подростков. Вновь созданные комиссии для несовершеннолетних находились в ведении Наркомата общественного призрения и состояли из представителей трех ведомств: Наркомата общественного призрения, прокуратуры и юстиции. Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних были упразднены, заключенные малолетние преступники освобождены. Все уголовные дела о преступлениях подростков были изъяты из компетенции судов и переданы комиссиям по делам несовершеннолетних, в компетенцию которых также входила работа по спасению голодающих детей, ликвидация беспризорности, создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей.

Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах – как детская преступность, проституция – угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями», – так характеризовал степень остроты положения Ф.Э. Дзержинский.

Гражданская война, иностранная военная интервенция и хозяйственная разруха создавали серьезные объективные трудности в осуществлении решительных предупредительных мер. Поэтому руководящими началами по уголовному праву РСФСР 1919 г. было установлено, что суду и наказанию подлежат несовершеннолетние от 14 лет. К лицам, не достигшим указанного возраста, «… применяются лишь воспитательные меры (меры приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14-18 лет, действующих без разумения». Это не замедлило сказаться на нормативных актах, регламентировавших деятельность КДН, в работе которых проявилась необходимость дифференциации мер воздействия по отношению к подросткам в зависимости от их возраста.

4 марта 1920 г. СНК РСФСР было принято Постановление «О несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». В нем вновь подтверждалась основная идея Декрета СНК от 9 (22) января 1918 г. о том, что все дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних подлежат ведению КДН. При этом предельный возраст несовершеннолетних, дела о которых рассматривались комиссиями, повышался с 17 до 18 лет. Вместе с тем указывалось, что дела о несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к ним мер медико-педагогического воздействия, передаются комиссией в народный суд.

Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних значительно расширились. На них возлагалась задача не только борьбы с правонарушениями подростков, но и охраны их прав. Кроме того, изменилась ведомственная принадлежность комиссий и их состав. Согласно указанному Постановлению они должны были образовываться при Народном комиссариате просвещения, а также его губернских ведомствах.

Это было обусловлено перегрузкой органов социального обеспечения и неприспособленностью этих органов к решению такой специфической задачи, как борьба с правонарушениями несовершеннолетних.

Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры: в 1926 году в стране насчитывалось до 334 тысяч беспризорных и неустроенных детей, причем свыше 90 тысяч из них нуждались в экстренной помощи. Детская преступность резко возросла: из 45 тысяч преступлений, совершенных детьми, 75% – на совести беспризорников.

Декретом СНК от 22 мая 1925 года при наркомате просвещения РСФСР была создана Центральная комиссия по делам несовершеннолетних, предназначенная для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств, и утверждено положение о данной комиссии. Тем самым уже тогда определились ее координирующие функции и роль организатора профилактической работы. В положении подчеркивалось, что данная Комиссия создается для организации планомерной работы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств.

После принятия 11 июля 1931 года Постановления СНК РСФСР было утверждено новое положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, полномочия которых значительно расширились. Теперь на комиссии возлагалась задача проведения на местах работы по охране прав и интересов несовершеннолетних, по предупреждению и борьбе с их безнадзорностью, правонарушениями и беспризорностью, в первую очередь, путем осуществления мер медико – педагогического характера. Кроме того, изменилась ведомственная принадлежность комиссий и их состав.

В середине 30-х годов общая тенденция к усилению судебных репрессий и ужесточению карательных мер коснулась и политики в отношении детской преступности. Был снижен возраст уголовной ответственности с 14 до 12 лет. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и приговаривать подростков к высшей мере наказания.

В целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей, 31 мая 1935 года Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены. Вместо них были созданы отделы (секции) по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (прообраз инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел). Ответственность за своевременное устройство детей была возложена непосредственно на местные советские органы.

В годы Великой Отечественной войны, когда миллионы людей испытали тяжёлую участь беженцев и многие дети потеряли родителей, при исполкомах местных Советов в соответствии с Постановлением СНК СССР от 23 января 1942 года № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» при исполкомах краевых, областных, городских и районных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, на которые возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство и предупреждение безнадзорности. Были созданы новые детские дома и приемники – распределители, налажено их первоочередное снабжение, организован поиск родителей и возвращение детей в семьи.

В июне 1945 года был учрежден новый тип воспитательных учреждений – детские трудовые воспитательные колонии.

В послевоенные годы больше внимания стало уделяться профилактической работе с несовершеннолетними.

Комиссии по делам несовершеннолетних вновь возродились лишь в период “хрущевской оттепели”. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 октября 1957 года № 1099 “О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской беспризорности” утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков. Этим же постановлением было разрешено вводить в комиссиях при Советах Министров автономных республик, крайисполкомах, облисполкомах, а также горисполкомах городов республиканского подчинения, райисполкомах гг. Москвы и Ленинграда должность ответственного секретаря комиссии.

В 1958 году «Основы уголовного законодательства Союза ССР» повысили возраст, по достижении которого несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности, сузили меры применения к ним уголовного наказания, и расширили возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия.

В связи с утвержденным Положением 1957 года возникла необходимость создания органов, которые занимались бы организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, применением к ним административного и воспитательного воздействия.

29 августа 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР при Советах Министров союзных, автономных республик, при исполкомах местных Советов вновь были созданы комиссии по делам несовершенных и утверждено Положение.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года было утверждено новое Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, которое действует по настоящее время.

В соответствии с Положением 1967 года, комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних.

В течение последующих лет Положение о комиссии по делам несовершеннолетних неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия комиссии по борьбе и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.

Позднее в 1970-х годах правовыми актами была закреплена координирующая роль комиссии в системе государственных органов и расширены контрольные функции. На комиссию была также возложена обязанность по наблюдению за поведением осужденных несовершеннолетних, в отношении которых применена судом отсрочка исполнения приговора и условное осуждение.

В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, была расширена компетенция комиссии в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.

Указ Президента Российской Федерации от 06 сентября 1993 года №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» закрепил главенствующую роль Комиссий по делам несовершеннолетних в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день остается Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-фз «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних, впервые созданные в 1918 году, на протяжении всей своей истории осуществляют совместно с заинтересованными государственными и муниципальными органами власти важные задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

По материалам различных интернет-источников

Related posts