У большинства людей детство ассоциируется с игрушками, песочницей и, конечно же, сказкой. Мы с удовольствием читаем детям перед сном маленькие истории, покупаем новые книжки, разыгрываем сюжеты любимых сказок.
Наблюдая за ребенком, за его игрой, поведением, общением, мы получаем большое количество информации о нем. Но нередко трудно почувствовать его внутренний мир, его чувства и переживания. Спросите напрямую, что он чувствует – не ответит. И не только потому, что скрывает что-то. Ребенок еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о своих чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснять причины своих импульсов. Это не под силу и каждому взрослому.
В таких случаях можно использовать сказку. Сказки любят и понимают все дети. Да и можно ли представить ребенка, который никогда не слушал сказок? Ведь именно на них выросли мы сами, наши родители, бабушки с дедушками.
Что же сказка дает людям? По большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку.
Сказки воспитывают в ребенке хорошие человеческие качества. Переживая эмоции героев, ребенок учиться различать эмоции и чувства. В дальнейшем это пригодится ему во взрослой жизни. Малыш учится понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло.
Ребенок должен видеть, что вокруг него огромный мир, полный интересного и неизведанного. Каждый выполняет свою роль. На примерах героев сказки малыш знакомиться с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов построить их сам.
Если вовремя рассказать ребенку правильную сказку, эффект будет таким же, как у взрослого, прошедшую психологическую консультацию у опытного психолога. Главное отличие лишь в том, что ребенку не придется вслух анализировать и делать соответствующие выводы о том, что происходит в его жизни. Работа будет проходить на подсознательном уровне ребенка.
Если вы решили самостоятельно провести сказкотерапию, вы должны соблюдать ряд условий, без чего добиться необходимого эффекта будет крайне сложно.
Огромное значение имеет непосредственное общение между ребенком и взрослым, поэтому крайне важно, чтобы у взрослого было определенное эмоциональное отношение к содержимому своего рассказа. Взрослый должен передавать настоящие чувства, подлинные эмоции.
Во время рассказа необходимо, чтобы ребенок имел возможность наблюдать мимику и жесты рассказчика, выражение глаз, иметь визуальный контакт со взрослым. Нельзя, чтобы во время рассказа возникали длительные паузы. Также стоит обратить внимание на создание сказочной ситуации.
Ребенок не должен чувствовать, что вы пытаетесь у него что-то выведать. Нужно выбрать удобный момент. Если в вашей семье принято рассказывать сказки, ребенок сам может попросить вас об этом.
Никак не комментируете ответы малыша. Постарайтесь их подробно запомнить, потом записать и подумать о значении. Не нужно рассказывать ребенку сразу все сказки. Сами запутаетесь и ребенок устанет.
Рассказывая сказку, взрослый должен описывать ситуацию, в которой содержится актуальная проблема ребенка, которая будет зашифрована в сказочной метаморфозе, в образном ряде сказки. Но сюжет сказки не должен быть очень похож. Он должен лишь косвенно касаться реальной ситуации.
Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ, неожиданно бледнеет или краснеет, или отказывается отвечать на вопрос – все это признаки остроты проблемы.
Маленькие дети лучше понимают сказки о животных, а также рассказы о взаимоотношениях людей с животными. Они легко отождествляют себя с животными, а свои поступки с их поступками.
Для школьников-подростков подойдут новеллистические сказки с бытовой направленностью, а также притчи и басни, которые помогают справиться с различными конфликтами в обычной жизни.
Для решения детских проблем можно использовать как русские, так и зарубежные сказки известных авторов или народные сказки.
Для девочек подходят сказки, в которых главный герой – женщина или девочка. Например, «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», «Золушка», «Спящая красавица» и др. Несмотря на то, что во многих сказках улавливается женский путь и решение проблемы, действующим лицом выбранных сказок для мальчиков, должен быть мужчина, например, сказка «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».
Для решения психологической проблемы нужно выбирать различные сказки с лечебным эффектом:
- Проблемы в семье (скандалы, развод родителей, жестокое отношение): «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка».
- Стресс, невроз, детские истерики, кризис: «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна-Лягушка», «Серая шейка».
- Низкая самооценка, вхождение приемного ребенка в новую семью: «Мальчик-с-пальчик», «Гадкий утенок».
- Преодоление страха: «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Баба-Яга».
- Нежелание убирать за собой личные вещи и игрушки, отказ от содержания их в чистоте: «Федорино горе».
- Жадность, нежелание делиться и помогать другим: «Мешок яблок».
- Отказ или страх перед прививками, уколами: «Про бегемота, который боялся прививок».
- Отказ от умывания, нежелание чистить зубы: «Мойдодыр».
Каждый родитель в состоянии самостоятельно сочинить по-настоящему «эффективную» сказочную историю. Главное соблюдать последовательность действий.
Вначале необходимо подумать, что волнует вашего ребенка, постараться посмотреть на неприятную ситуацию его глазами. Возможно, у малыша есть любимая сказка, которую он просит почитать ему через день? Значит, именно она затрагивает очень важные для него вопросы.
Начните сказку с подробного описания главного героя (или героини). Постарайтесь сделать так, что бы он сразу стал близок и симпатичен ребенку. До 5 лет детям проще ассоциировать себя с животными или любимыми игрушками.
Затем главный герой сказки должен попасть в ситуацию, похожую на ту, что представляет проблему для ребенка.
Следующий этап – главный герой приключения должен найти выход. Позитивный финал – главный инструмент сказкотерапии.
После необходимо поговорить с ребенком, объяснить и дополнить выводы из сказки. Иногда удачная сказка производит на ребенка такое впечатления, что ему нужно помолчать и побыть наедине с собой.
Совместная игра и чтение любимых сказок – одни из лучших вариантов домашнего времяпровождения родителей с ребенком. Общайтесь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на котором они лучше отзываются – на языке детской фантазии и воображения. Именно сказки, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.
Статью подготовила специалист по социальной работе Организационно-методического отделения Руденко Н.В.