Формирование у ребенка аккуратности и бережного отношения к вещам

Ваш ребенок растет, и с возрастом его потребности в познании окружающего мира тоже возрастают. Ему требуются уже не гремящие игрушки-погремушки, а что-нибудь более взрослое и развивающее.

Конечно, родители с удовольствием покупают новые разнообразные игрушки.  А ребенок также с превеликим удовольствием ломает или разбирает их. Почему это происходит и можно ли научить ребенка хоть чуточку ценить свои игрушки?

Маленькие дети не имеют представления о том, что сколько стоит.

Задача родителей: со временем познакомить их с понятиями дешевая/дорогая вещь, привить соответствующее отношение.

В магазине игрушек малыши часто выбирают самые дорогостоящие модели. Не спешите оттаскивать их от прилавков. Разрешите ребенку поделиться с вами своими восторгами и мечтами.  Избежать требования купить ту или иную игрушку немедленно поможет простая фраза: «Да, я вижу, тебе очень нравится этот грузовик. Мне тоже нравится! Но он о-о-о-очень дорогой!». Большинство детей относится к такому объяснению с пониманием.

Подарив ребенку в дальнейшем желанную игрушку на какой-либо праздник, вы увидите – он будет относиться к ней со всей должной аккуратностью  и чувством ответственности.

Более сложная ситуация: ребенок испортил какой-то предмет, ему не принадлежавший. Нет необходимости наказывать, но не нужно и скрывать своих переживаний. Выразите свои чувства словами: «Мне так жаль, что моя любимая чашка разбилась!». Ребенок увидит ваше огорчение, переживет его вместе с вами, почувствует ответственность за те вещи, которые ему не принадлежат, но ценны кому-то.

Многие родители напоминают своему малышу, что все, что у него есть, покупают они, а, следовательно – вещи ему не принадлежат. Это в корне неверный метод. Отсутствие личных границ и личной территории в период взросления может обернуться такими психологическими проблемами в будущем, по сравнению с которыми сломанные машинки и разрисованные стены – полная ерунда.

 Если ребенок с «разрушительным» характером, то стоит обратить внимание на такие игрушки, которые можно строить и ломать. Это кубики, конструкторы. Пусть малыш, перед тем как сломать, сначала построить.

Ломать все подряд – это ступенька развития ребенка. Детям необходимо исследовать. И чем сложнее попадаются задачи, тем увлеченнее они приступают к их решению, иногда при помощи подручных средств и в ущерб семейному бюджету.

Ребенок ломает игрушку не просто потому, что ему она не понравилась. Это может происходить из-за простого любопытства. Вашему чаду интересно, как устроена игрушка, что находится внутри.

Также детки ломают игрушки ради внимания родителей. Мама с папой много работают, мало уделяют своему малышу, и часто такое поведение компенсируют покупкой новой игрушки. Когда же родители видят, что очередная кукла осталась без головы, то начинаются объяснения, что так делать нельзя. А это уже общение. Этого и добивался ребенок своим поступком. Какая бы дорогая и интересная игрушка не была, внимание родителей для ребенка дороже.

Как же правильно сформировать бережное отношение ребенка к вещам? Существуют несколько приемов, которые с успехом может использовать каждый родитель.

Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение.

Не нужно покупать игрушки «не по возрасту». А при покупке новой, нужно обязательно показать, как и во что можно играть с ней. Если игрушка сломалась, нужно «вылечить» ее вместе с ребенком, при этом объяснить, что игрушкам больно, когда их калечат.

Не нужно покупать игрушки по первому требованию. Пусть пройдет несколько дней, прежде чем новая машинка или кукла окажется в руках вашего малыша. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи.

Распределите все вещи по местам. Ребенок может вам в этом помочь. Впоследствии он сам сможет брать нужную вещь. Пусть он проявит фантазию и найдет место для игрушек. Покажите ему, где нужно хранить свои вещи: зубную щетку, куртку, ботинки, книжки.

Обсуждайте с ребенком предназначение вещей и напоминайте об этом ребенку. Например, при совместном чтении книжки мама должна объяснить малышу, что нарисовано на картинках, показать, как аккуратно переворачивать листы, чтобы не рвать их. Понимая назначение вещи, он быстрее поймет, зачем ее ценить и беречь.

Ребенок должен соблюдать порядок. Определите для каждого вида игрушек свое место, занимайтесь уборкой вместе с малышом. В таком случае ребенок будет внимательно относиться к вещам, быстрее их находить. Если по какой-то причине он бросил одежду или не убрал школьные принадлежности, предоставьте ему возможность самостоятельно все убрать без замечания и наказания. К тому же все свои вещи ребенок должен собирать с вечера. Пусть он решит, в чем ему пойти в школу или в детский сад, сам соберет портфель, приготовит ботинки. Тогда утром он будет знать, что и где взять утром.

Учите ребенка одеваться самостоятельно. Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки. Но часто дети, собираюсь утром, даже и не знают, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, а дошкольников и младших школьников часто одевают родители. Неудивительно, что на чей вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Для него вещи сами по себе не имеют ценности.

И самое главное – будьте для ребенка примером. Если вы хотите научить ребенка быть экономным и бережливым (конечно, в разумных пределах), то лучше начать с себя. В вашем шкафу и на рабочем месте должен быть наведен порядок. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучению.

Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, следуя следующим принципам.

1. Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.

2. Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.

Но нельзя искусственно требовать от ребенка ценить вещи, которые мы сами ценными вовсе не считают. Дети чувствуют фальшь тонко.

Играйте сами с вашим малышом, проводите вместе много времени, а чувство бережливости придет само собой. Словом, экспериментируйте и помните, что именно вы закладываете в ребенке навыки бережливости, аккуратности и ответственности.

При подготовке статьи использованы материалы различных интернет-источников.

Руденко Наталия Васильевна, специалист по социальной работе ГБУ г.Севастополя Центр социальной помощи семьи и детям.

Related posts