Советы родителям будущего первоклассника

Совсем немного времени осталось до первого сентября, и все, у кого есть дети, охвачены бумом под названием “Подготовка к школе“. Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка. Порой мама с папой нервничают больше, чем сами дети. На самом деле ничего сложного в подготовке к школе нет, главное – не забыть ничего важного.

Что нужно первокласснику в школу

Самое важное – это покупка всех вещей, необходимых будущему первокласснику. Выберите вместе с ребенком хороший и удобный портфель, сменную обувь, спортивную форму для занятий физкультурой, пенал, тетради, ручки, карандаши. Узнайте у будущего классного руководителя, какие книги и учебники обязательно нужно купить, а какие выдадут ребенку в школе.

Старайтесь все необходимые для школы вещи покупать вместе с малышом. Пусть он сам выберет портфель или ранец, который ему понравится и будет удобно сидеть на спине. В противном случае удовольствия от ежедневного таскания некрасивого или неудобного рюкзака с учебниками первоклассник не получит, и каждый новый день будет воспринимать как пытку. Пусть ребенок сам выберет ручки и карандаши, которыми ему удобно будет писать, подберет красивые обложки для тетрадей и дневника.

Если в школе предусмотрена школьная форма, заранее обсудите этот вопрос со своим малышом. Он должен будет привыкнуть к тому, что на занятия ему придется ходить в одной и той же одежде. Объясните крохе, что такое внутренний распорядок, зачем нужна сменная обувь и почему это так важно, чтобы для ребенка это не стало неприятным сюрпризом. Особенно трепетно относятся к своей одежде девочки, поэтому важно заранее морально подготовить малышку к тому, что хвастаться новыми нарядами она сможет только на школьных праздниках, а каждый день нужно будет носить форму.

Какие знания должны быть у будущего первоклассника

Многие родители уверены, что чем больше знаний получит ребенок до школы, тем лучше он будет учиться. Но на самом деле это не так. У детей, которые приходят в первый класс слишком подготовленными (умеют выполнять сложные математические операции, быстро читают, знают основы английского языка), учебный процесс начинает вызывать скуку, ведь они все уже знают и умеют, а постоянное повторение начинает раздражать их. В то же время малыши, которые имеют лишь базовые знания, нормальные для их возраста, воспринимают школьные занятия как еще один способ знакомства с окружающим миром и с интересом изучают новые навыки.

На самом деле будущий первоклассник должен легко и быстро называть свои фамилию, имя и отчество, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, названия самых распространенных животных, растений, цветов, видов спорта, профессий, предметов обихода. Малыш должен знать названия месяцев и времен года, их последовательность, правила дорожного движения. Будущий первоклассник должен различать право и лево, гласные и согласные буквы, понимать разницу между различными животными, овощами, фруктами, предметами. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь считать до десяти, решать простые логические задачи, читать короткие предложения, описывать картинки и пересказывать истории, а также уметь обращаться с ручкой, карандашами, бумагой и ножницами. Этого вполне достаточно.

Какой должна быть психологическая подготовка ребенка к школе

Самый важный момент для родителей будущих первоклассников – это психологическая подготовка ребенка к школе. Для начала расскажите малышу о том, чем его времяпрепровождение в школьных стенах будет отличаться от привычного домашнего или детсадовского режима. Расскажите, что в школе есть уроки, во время которых нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его указания. Объясните, как нужно обращаться к учителю и как общаться с одноклассниками. Расскажите, что такое перемена, школьная столовая, домашнее задание, дневник и оценки.

Настраивайте малыша на учебный процесс позитивно. Не стоит вспоминать свои собственные трудности школьной поры, если таковые были, поскольку такие рассказы могут вызвать у будущего первоклассника неприязнь к школе или страх перед ней. Лучше расскажите ему какие-нибудь забавные и интересные случаи своих школьных лет: вспомните свои любимые предметы и учителей, школьные праздники, веселые игры, в которые вы играли с одноклассниками. Но ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он будет самым лучшим учеником в классе, ведь если малыш с самого начала займет такую позицию, его отношения с одноклассниками вряд ли сложатся успешно.

Заранее предупредите своего ребенка, что далеко не все может получаться у него с первого раза, и в этом нет ничего страшного. Скажите, что не будете ругать его, если вдруг что-то не получится, и обязательно поможете ему разобраться со всем, что ему непонятно. Объясните ребенку, что школа – это первый шаг во взрослую жизнь, и учеба подарит ему множество новых и полезных знаний, которые пригодятся в будущем.

Для того, чтобы радость первой встречи и позитивное отношение к школе у детей сохранилось на весь период обучения, родителям первоклассников нужно задуматься о создании условий для адаптации детей к школьному обучению. Подготовка к школе – это не только новые учебники, красивый рюкзак и удобная форма, это – целая серия правил, которые нужно соблюдать.

Правило 1. Создайте школьную мотивацию

Ещё до начала учебного года ребенка нужно настраивать на правильное восприятие школьной жизни. Ребенок должен осознавать свой новый статус – статус ученика – и стараться соответствовать ему. Но не стоит сильно давить на ответственность и самостоятельность. Не запугивайте ребенка, а поддержите любой позитивный настрой в сторону школьного обучения.

Все, что происходит в школе – важно, здесь нет мелочей:

– школьная форма должна быть удобной и доступной для самостоятельного одевания;

– портфель предназначен для ребенка, а не для родителей;

– складывать учебники, контролировать состояние своих школьных принадлежностей ребенок должен сам.

Часто можно наблюдать, как родители подгоняют детей при выходе из школы, не слушая детских рассказов, не разделяя детских эмоций. Это неправильно, и ни одна спешка не оправдывает такого поведения. Важно спрашивать о новом школьном дне, интересуясь темами уроков, общением с друзьями, школьными мероприятиями.

Родители должны показывать искреннюю заинтересованность всем, что происходит в школе, чтобы эти эмоции передавались ребенку.

Правило 2. Учите ребенка выстраивать отношения со сверстниками

С первых дней школьной жизни ребенка нужно настраивать на правильное отношение к одноклассникам: “Это твой класс, твои будущие друзья, твои одноклассники”. Такой настрой поможет ребенку правильно относиться к сверстникам, как к партнерам. Одноклассников нужно уважать, а этому простому правилу детей нужно учить:

– Нельзя позволять себе негативные, насмешливые или критические высказывания в адрес других детей. Это будет формировать завышенную самооценку у вашего ребенка, которая способна разрушить отношения с одноклассниками в самом начале их формирования.

– Нельзя ограничивать общение ребенка со сверстниками по причине простой антипатии или неблагополучия семьи отдельных детей.

– Нельзя отстранять ребенка от общественных дел по разным причинам. Ничто так не скрепляет отношения как совместная деятельность.

Нарушения взаимодействия ребенка со сверстниками относятся к психологическим факторам школьной дезадаптации. Эту проблему проще предотвратить, чем решить.

Правило 3. Берегите здоровье детей

Психосоматическое состояние первоклассника во многом зависит от родителей. Частые проблемы со здоровьем могут привести к физиологическому уровню школьной дезадаптации. Механизм этого прост: ребенок со слабым иммунитетом часто болеет, пропускает уроки и начинает отставать в учебе. После болезни ребенок начинает активно заниматься, что приводит к переутомлению, негативно сказывается на нервной системе и вызывает новые заболевания. Именно поэтому особое внимание нужно уделять укреплению и сохранению здоровья детей.

Правило 4. Соблюдайте режим дня

С первых дней приучайте ребенка к четкому режиму дня. Это обеспечит правильное распределение работоспособности и сохранит здоровье ребенка. Режим дня первоклассников должен соответствовать ряду требований:

– Правильно выбранное время для сна. Этот временной промежуток зависит от индивидуальных особенностей ребенка, так как есть дети, которым недостаточно для отдыха восьми часов сна.

– Чередование труда и отдыха. Помните, что после школы первоклассник должен отдыхать несколько часов, а только потом выполнять домашнее задание.

– Не перегружайте первоклассника дополнительными занятиями. Включение ребенка в творческую деятельность лучше проводить либо до поступления в первый класс, либо со второго класса. Одновременная адаптация в нескольких коллективах может пагубно повлиять на состояние нервной системы ребенка.

Правило 5. Разрешайте ребенку играть

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Переход в младший школьный период не отменяет этого, поэтому в первом классе в жизни ребенка доминирует, по-прежнему, игра. Нельзя запрещать детям играть. Лучше организуйте игры детей правильно, отведя им достаточное количество времени. Однако не переусердствуйте с игровыми мотивами. Ребенок должен четко понимать, что “делу – время, а потехе – час”.

Первый класс – период сложный как для детей, так и для родителей. Заложенное в этот период останется с ребенком на всю жизнь. Нередко именно первый класс и отношение к школе определяет судьбу человека.

Источник: www.ya-roditel.ru

Психологи в социальной сфере и специалисты по работе с семьей Центра социальной помощи семье и детям проводят консультации по вопросам общения с ребёнком, адаптации к школе, снятия тревожности как детей так и родителей, возрастных особенностей детей и задач развития. Детский психолог подскажет вашему ребёнку как наладить отношения со сверстниками, как вести себя с учителями.

Работа проводится в индивидуальной и групповой форме.

Детям услуги предоставляются бесплатно.

Отделение психолого-педагогической помощи, ул.Н.Музыки, 30, т.48-09-10

Отделения помощи замещающим семьям, ул.Н.Музыки, 30, т.48-09-10

Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и социальной помощи семье и детям, пр.Победы, 72, т.48-40-40
Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и социальной помощи семье и детям г.Балаклава, г.Инкерман, Северная сторона и сельская зона Балаклавского и Нахимовского районов, г.Инкерман, ул.Умрихина, 3, т.72-64-71

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, ул.Пожарова, 28-А, т.55-07-23
Отделение приема граждан, консультирования и срочного обслуживания, ул.Пушкина, 18, т.54-21-99

Related posts