Дети во всемирной паутине или Как защитить ребенка от информации, причиняющей вред его здоровью и развитию

Сегодня, в век развитых информационных технологий невозможно представить нашу жизнь без интернета. Доступ к нему нам также жизненно необходим, как электричество или водопровод. Практически все современные дети имеют доступ к интернету. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Если еще несколько лет назад знакомство со Всемирной сетью ребенок начинал в школьном возрасте, то сейчас различными гаджетами с выходом в интернет активно пользуются и дошколята.  Наши дети растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Однако, с приходом в нашу жизнь высоких технологий мы получили не только ряд незаменимых благ, но и приобрели определенные риски, в том числе и риск деструктивного воздействия на нравственное, духовное, психическое развитие подрастающего поколения.

Поэтому перед обществом остро встала проблема информационной безопасности детей.

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 24.12.2010 г. № 436-ФЗ, регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Согласно положениям Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

— информация, запрещенная для распространения среди детей;

— информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти,  заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

В связи с вышеизложенным, следует разобраться,  какие основные угрозы таит в себе интернет и как защитить детей в информационном пространстве.

 Основные виды угроз и негативной информации в Интернете.

В виртуальном пространстве Интернета, как и в обычном мире, детей поджидает ряд рисков, основными из которых являются:

— Мошенничество: различного рода аферисты используют любую возможность для того, чтобы завладеть чужими материальными средствами и часто привлекают к этому детей, которые становятся слепым орудием в их руках.

— Взрослый контент, содержащий пропаганду нездорового секса, порносайты;

— Запрещенная или крайне нежелательная информация: пропаганда алкоголя, наркотиков, расовой нетерпимости, жестокости, деструктивные секты, финансовые аферы и т.д.

— Игры. Онлайн-игры опасны слишком глубоким погружением ребенка в виртуальный мир. Также вредят психике ребенка игры со слишком жестоким сюжетом;

— Интернет-казино и др. подобные ресурсы провоцируют зависимость от азартных игр, траты больших сумм денег, воровство;

— Социальные сети, которые  уже достаточно давно вошли в нашу жизнь, но являются не такими безобидными, как это кажется на первый взгляд. По своей сути социальные сети представляют собой Интернет в Интернете, на страницах которого зачастую размещаются посты (статьи) экстремистского, суицидного, порнографического содержания, а также посты, пропагандирующие употребление наркотических, психотропных веществ, аморальный образ жизни, гомосексуализм и т.д. Кроме того, к глубочайшему сожалению, дети, зарегистрированные в соцсетях, чаще становятся жертвами похитителей, педофилов, вербовщиков экстремистских, запрещенных организаций.

Так как же нам защитить детей от негативного  информационного воздействия?

Защита детей от негативной информации в Интернете дома и на мобильном устройстве — обязанность каждого родителя. Однако, защита детей в интернете — это не просто различного рода запреты, установка специальных программ и пароля на компьютер. Следует учитывать, что современные дети намного «продвинутее», чем мы думаем, и даже самую идеальную и надежную защиту они могут обойти. При этом у ребенка существует великое многообразие возможностей войти во всемирную паутину. Это может быть:

— стационарный ПК;

— ноутбук;

— планшет;

— смартфон;

— мобильный телефон с браузером;

— электронные книги с выходом в интернет.

Также необходимо понимать, что ребенок может выйти в интернет не только дома или в школе, а и у друзей, в компьютерных клубах, или с мобильных устройств где угодно. Как видим, какими бы программами и паролями родители не защищали компьютер, планшет или смартфон своего отпрыска, он все равно сможет заходить на запрещенные сайты, пользуясь девайсами друзей и одноклассников.

Из всего этого следует, что ребенок имеет широкие возможности обойти родительские запреты. И соответственно, самое первая и лучшая защита ребенка – это в разумных пределах удовлетворить его любопытство. Здраво осветить интересующие его моменты, объяснить, в чем опасность тех или иных сайтов, сделать акцент на множестве вирусов и мошенниках, которые постоянно пытаются получить всеми правдами и неправдами доступ к вашему личному ПК и так далее, провести доверительную беседу, выступив в роли мудрого и опытного друга:

  1. Донести до ребенка, что в Интернете люди могут выдавать себя за кого угодно. Например, его 12-летняя подруга по переписке в действительности может оказаться взрослым дядей – мошенником;
  2. В благожелательной форме поговорить с ребенком о его новых интернет-друзьях. Договориться о том, что ребенок будет сообщать вам обо всем, что вызовет у него тревогу или подозрение;
  3. Порекомендовать ребенку не указывать на сайтах свои личные данные и контактную информацию. Неплохо придумать вместе с ним интересный звучный псевдоним;
  4. Убедить ребенка советоваться с вами перед тем как выкладывать в сеть сделанные им фото и/или видео;
  5. Мотивировать ребенка воздерживаться от посещения «взрослых» сайтов объяснением, что такие сайты чаще всего наполнены вирусами, которые могут повредить или стереть все имеющиеся в компьютере файлы, в том числе его любимые игры, мультфильмы, фотографии и картинки;
  6. В доступной форме рассказать об интернет-мошенничестве. Объяснить, что преступники часто просят прислать или указать какую-то контактную информацию, причем подобные запросы могут исходить от друзей по социальным сетям, страницы которых взламываются. Объяснить ребенку, что полностью доверять в сети не следует никому.

Емельянова Галина Николаевна, заведующий отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации  ГБУ г.Севастополя Центр социальной помощи семье и детям

Использованная литература:

Рекомендации «Безопасность детей в Интернете». / Автор-сост.: Н.И.Баскакова, / Под общей ед. Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, проректора по учебно-методической работе и информатизации ТОИПКРО. – Тамбов, 2011
Федеральный закон от 24.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Related posts

Leave a Comment