Материнство как социальный феномен

Практически в каждой стране отмечается День Матери – праздник, в который принято почитать и оказывать дополнительные знаки внимания мамам.

В современной России День Матери празднуют с 1999 года. С тех пор будущие и уже состоявшиеся мамы получают поздравления, букеты и приятные сюрпризы. Торжество дня Матери в РФ проводится в последнее воскресенье ноября. В этом году мы будем отмечать его 27 ноября.

Этот праздник имеет очень давнюю историю. Еще в Древней Греции существовал культ матери. Все поклонялись пред матерью богов Геей. Для этого выделялся определенный день, в который проводились жертвенные ритуалы и праздничные шествия. У жителей Древнего Рима также был обычай в течение трех дней ранней весной воспевать прародительницу всех богов по имени Кибеле. Древние кельты чествовали богиню- мать Бриджит.

В конце ХVII века в Англии королем Генрихом был издан указ, о том что во время Великого поста, каждое второе воскресенье – мамин день. В это время всякий, кто уже самостоятельно зарабатывает на жизнь, был обязан навестить свою мать и преподнести ей подарки, приобретенные за личные средства.

Как показали социологические исследования, день Матери и сегодня является наиболее популярным во всем мире торжеством. И это не случайно, так как очень трудно найти такого человека, который не любил бы свою мать.

Мама – это тот человек, с которым ребенку наиболее комфортно и спокойно. С ней он может быть расслаблен, может быть собой. Потому как находится в безопасности под ее защитой.  Если ребенок сполна напитался этой безопасностью, ему проще строить отношения с внешним миром.
Бесспорно, огромное значение матери в жизни каждого человека с  момента появления его на свет трудно переоценить. Еще в ХІХ веке английский социолог Томас Бокль писал: «Поразительный факт, что у большинства замечательных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от матерей, чем от отцов».

Однако, следует помнить, что матерями не рождаются, стать матерью – это великий и упорный  труд.

Материнство – довольно сложный социальный феномен, имеющий долгую эволюционную историю, культурные и ин­дивидуальные особенности, рассматривающийся с двух основных позиций:  материнство как обес­печение условий для развития ребенка и  материнство как часть личностной сферы женщины.

В настоящее время существует несколько точек зрения на материнство. Одни исследователи рассматривают материнские чувства как природную особенность женщи­ны. Другие утверждают, что материнство — это понятие, которое не просто эволюционирует, но и напол­няется в различные исторические периоды различным содержа­нием; рассматривают во взаимосвязи три главные соци­альные женские роли: матери, жены и свободно реализу­ющейся женщины и полагают, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становилась главенствующей.

В каждой культуре есть свой инсти­тут материнства, включающий в себя в качестве составной части способы воспитания женщины как матери, рассчитанные на то, что часть содержаний своих функций мать будет реализовывать осознанно, а часть — нет. Следовательно, общественным сознанием тоже не все функции матери полностью осозна­ются, часть из них представлена в форме поверий, примет, суе­верий. Все это вместе взятое составляет конкретный социокультурный путь к «модели материнства», которая сама по себе является инструментом, созданным одновременно природой и обществом для ребенка как представителя своего вида и своей культуры.

Социум не являет собой застывшую модель, он находится в движении, непрерывно эволюционируя. Поэтому в обществе постоянно происходят изменения модели материнства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях, изменяя и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения на­столько стремительны, что имеющийся путь к так называемой «модели мате­ринства», складывающийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет и включающий в себя способы формирова­ния у матери наряду с осознаваемыми неосознаваемых ни ею самой, ни обществом материнских функций, не успевает изме­ниться соответствующим образом.

К сожалению, в наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей современной женщины. Заметное возрастание стремле­ния к высокому профессиональному статусу и карьере, к материальному благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют материнству. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубля­ется сложившееся положение и разрывом межпоколенных связей, а следовательно – утратой традици­онных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказы­вается неосведомленной об элементарных особенностях разви­тия ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении.

В создавшихся условиях молодые матери должны получать недостающую им информацию. Все это вызывает необходимость направлен­ного  формирования не только информационных, но и эмоциональных основ материнской сферы. Ее построение стано­вится задачей самого субъекта материнства. Женщина должна развивать свои чувства и знать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это надо самой и что надо делать для развития этих чувств. Подготовка к материнству не должна огра­ничиваться ведением беременности и сведениями об уходе за ребенком и кормлении. В нее обязательно должно быть включено развитие эмоциональной сферы, интуиции, освоение способов общения с ребенком до рождения.

В нашем городе деятельность по формированию материнской компетентности у молодых матерей как психо-эмоциональной готовности к материнству в период ожидания, рождения и воспитания ребенка  возложена на специалистов отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Центра социальной помощи семье и детям.

Ожидаемым результатом процесса формирования основ материнской компетентности является развитое отношение матери к ребенку как к субъекту не только физических, но и психических потребностей  и субъективных переживаний; способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться на особенности поведения ребенка и свое состояние, для понимания ребенка; наличие необходимых знаний о физическом и психическом развитии ребенка, о возрастных особенностях его взаимодействия с миром; способность к совместной деятельности с ребенком; овладение навыками воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.

Емельянова Галина Николаевна, заведующий отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации  ГБУ г.Севастополя Центр социальной помощи семье и детям

 

Использованная литература:
Андрющенко А.И. Социология семьи. СПб., 2011
Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности.//Вопросы пси­хологии. 1997. №6. С. 38—47
Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 2008
Шнейдер Л.Б. психология семейных отношений. М., 2013

Related posts