№ | Наименование представляемой информации | Информация, представляемая участником конкурса |
I. Общая информация об участнике конкурса | ||
1.1 | Наименование субъекта Российской Федерации | Город федерального значения Севастополь |
1.2 | Наименование органа или организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, адрес сайта | Государственное бюджетное учреждение города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям Директор — Мочалова Ирина Степановна hppt://http://sevcspsd.ru |
1.3 | Фамилия, имя, отчество (при наличии), занимаемая должность, номер мобильного телефона и адрес электронной почты работника, заполнившего заявку для участия в конкурсе | Автухова Наталья Васильевна заведующий отделением социальной помощи семье и детям № 2 Государственного бюджетного учреждения города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям + 7978-069-83-64 dort007@mail.ru |
1.4 | Наименование номинации конкурса | Лучшая практика оказания социальных услуг многодетным семьям. |
II. Общая информация о практике | ||
2.1 | Наименование практики | «Точки опоры семьи» |
2.2 | Целевая аудитория (на кого направлена практика) | Многодетные семьи, семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, состоящие на учете в категориях социально опасное положение (СОП) и трудная жизненная ситуация (ТЖС). |
2.3 | Территория внедрения практики (организация, поселение, район, субъект Российской Федерации) | г. Севастополь |
2.4 | Число лиц, на которых была распространена практика за последний год | В 2024 году работа проводилась в отношении 333 семей, состоящих на учете в категории СОП и ТЖС. |
III. Описание практики | ||
3.1 | Цели практики | Восстановление функционирования семьи, преодоление последствий социальной дезадаптации, реабилитация/абилитация социальных навыков членов семьи. Стратегическая цель — повышение качества жизни многодетных семей и семей с детьми, состоящих на различных видах учета. |
3.2 | Задачи практики | -Диагностика ситуации в семье с обязательным документированием результатов (определение дисфункций и потребностей, ресурсов; внедрение системы оценки и анализа результатов проведенной работы. – Оказать содействие семье в преодолении последствий социальной дезадаптации, реабилитации/абилитации социальных навыков на основе гибкого, адаптивного планирования, ориентированного на уникальные особенности и текущие потребности семьи. – Развить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство при оказании помощи семье. – Актуализировать механизмы раннего выявления неблагополучия в семье среди специалистов субъектов системы профилактики. – Создать прозрачные алгоритмы действий специалистов при работе со случаем, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. – Повысить профессиональные компетенции специалистов и качество социального сопровождения. |
3.3 | Краткое описание практики | Практика направлена на помощь многодетным семьям и семьям с детьми, в преодолении кризисов и восстановлении нормального функционирования. Опыт работы показывает, что каждая семья, особенно многодетная, сталкивается с различными трудностями. Порой они оказываются непосильными для самостоятельного преодоления. Нагрузка на семейные ресурсы становится критичной, приводя к нарушениям в функционировании семьи. И при длительном воздействии может перерасти в ситуацию неблагополучия. Сталкиваясь с его внешними проявлениями важно вычленять дисфункции семьи, так как видимые признаки, например, низкая мотивация ребенка к обучению, могут быть следствием разных нарушений: химическая зависимость, внутриличностные проблемы, детско-родительские отношения. И если набор нарушений достаточно типичен, то сама семья её история и жизненный опыт, возможности, психологические особенности и социальные навыки; уникальна. И важно определять не только дисфункции, но сильные стороны – точки опоры, ресурсы семьи. По нашему мнению, успешность восстановления семьи зависит от интеграции этих двух крайних позиций. Исходя из такого понимания ситуации, были разработаны технологии и инструменты, позволяющие лучше понимать ситуацию в семьях, помогать им активнее участвовать в своём восстановлении и привлекать ресурсы, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия и социального партнерства. Такой подход позволяет проводить профилактическую и коррекционную работу с семьей системно и комплексно; обеспечивает переход от стереотипного планирования работы и её реализации к использованию персонализированных стратегий, что способствует достижению устойчивых положительных результатов. |
3.4 | Информация о публикациях о практике в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (ссылка на публикацию) | https://vk.com/wall-217057797_720 https://vk.com/wall-217057797_583 https://vk.com/wall-217057797_348 https://vk.com/wall-217057797_330 https://vk.com/wall-217057797_287 https://rospsy.ru/node/2213 |
IV. Сведения о внедрении практики | ||
4.1 | Дата начала внедрения практики | 09.01.2023 |
4.2 | Основные этапы внедрения практики | 1. Анализ и исследование текущей эффективности работы с семьями, определение проблемных зон работы, изучение практик работы других регионов. 2. Систематизация и структурирование работы: формирование перечня услуг и мероприятий в рамках компетенции, разработка прозрачного алгоритма действий специалистов при работе с неблагополучием в семье. 3. Диагностика и документирование: введение обязательных диагностических карт для отражения состояния семьи. 4. Повышение компетенции специалистов системы профилактики посредством проведения практико – ориентированных семинаров, выступлений на межведомственных совещаниях и конференциях. 5. Разработка и внедрение системы анализа ситуации, планирования мероприятий и фиксирования результатов работы с семьёй в программе Excel/ Calc, инструменты которой позволяют осуществлять качественный и количественный анализ эффективности работы. 6. Актуализация механизмов раннего выявления неблагополучия в семье среди представителей субъектов системы профилактики: выступления на межведомственных совещаниях, участие в круглых столах и конференциях, распространение методических и информационных материалов среди специалистов. |
4.3 | Число лиц, задействованных во внедрении практики | 70 |
4.4 | Участие общественных организаций, иных лиц, в том числе волонтеров, во внедрении практики | МБОО «Инициатива», СРОО защиты детства и материнства «Севастопольские мамы», АНО ДО «Институт семейной педагогики», ОГО «Союз женщин России», Общественное движение Республики Крым социальных гражданских инициатив «Команда возможностей», АНО «Центр по формированию здорового образа жизни «За жизнь», АНО «Флагман», АНО «Социальные инициативы», предприниматели города Севастополя. |
4.5 | Краткое описание результатов внедрения практики | Качественные изменения: – Партнерские, доверительные отношения с членами семьи, в которых семья активный участник процесса изменений, а не пассивный получатель услуг. – Сокращение сроков нахождения семьи в трудной жизненной ситуации. – Созданы условия для адаптивного, гибкого планирования работы, ориентированного на индивидуальные особенности и текущие потребности семьи. – Создание прозрачного алгоритма действий специалистов системы профилактики при работе с неблагополучием в семье. – Улучшение межведомственное взаимодействия и социального партнерства при оказании помощи семье. – Повышение профессиональной компетенции специалистов субъектов системы профилактики. – Внедрена единая система анализа ситуации, планирования мероприятий и фиксирования результатов работы с семьёй, которая даёт возможность видеть общие изменения в семье, анализировать работу по ключевым направлениям: взаимодействие с каждым членом семьи, коррекция дисфункций, действия органов и учреждений системы профилактики. |
4.6 | Описание влияния внедрения практики на повышение уровня жизни получателей социальных услуг | -Повышение качества жизни многодетной семьи и семьи с детьми, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, состоящей на учете в категории СОП и ТЖС. Восстановление функционирования семьи, преодоление последствий социальной дезадаптации, абилитация/реабилитация социальных навыков (внутрисемейные и социальные связи, педагогическая компетентность, ведение быта, финансовая грамотность и так далее). Повышение качества оказываемой комплексной помощи. |
4.7 | Оценка возможности тиражирования практики | Возможна реализация в любых регионах страны; в любых органах и учреждениях системы профилактики. Не требует дополнительного финансирования. Не требует специальных (специфических) навыков сотрудников. |
4.8 | Иные сведения о практике, представляемые дополнительно | В период 2023-2025 годы отдельные элементы проекта успешно внедряются в существующие механизмы межведомственного взаимодействия специалистов субъектов системы профилактики. Так, в 2024 году прорабатывались проблемные вопросы раннего выявления неблагополучия в семье среди специалистов социальной сферы. С февраля по апрель 2025 года в сотрудничестве с территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних, проводятся семинары-совещания в целях апробации системы анализа ситуации в семье в программе Excel/ Calc для специалистов органов и учреждений системы профилактики г. Севастополя. В июле 2025 года планируется провести оценку результатов апробации. |