Обеспечение доступности

С 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который прежде всего, направлен на развитие системы социального обслуживания граждан, повышение его уровня, качества и эффективности.

Одним из показателей, включенных в стандарт социальной услуги является условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности.

Государственное бюджетное учреждение города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям регулярно проводит мероприятия по организации доступности получения социальных услуг.

На данный момент во всех помещениях Центра назначены специалисты, ответственные за сопровождение людей с ограниченными возможностями при передвижении по территории социального обслуживания, а также при пользовании услугами.

Информацию об условиях предоставления социальных услуг, обеспечении доступности предоставления социальных услуг можно получить по тел.54-21-99

 

К ознакомлению:
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год
Тип документа: Информационный, сопроводительный документ
Опубликован: Российская газета, N 96, 07.05.2015
«Ограничения в квадрате для лиц с ограниченными возможностями»

Уполномоченным подчеркивается необходимость привлечения внимания к соблюдению прав инвалидов в местах принудительного содержания.

Ратификация Российской Федерацией 3 мая 2012 года Конвенции о правах инвалидов (ООН) и принятие государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, к сожалению, практически не коснулась уголовно-исполнительной системы, где содержится около 20 тысяч инвалидов, осужденных к лишению свободы, из которых около половины — инвалиды второй группы и почти 500 человек — инвалиды первой группы.

Особые опасения вызывают условия содержания инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, которые не могут самостоятельно обслуживать и содержать себя в чистоте, пользоваться санитарно-гигиеническими средствами, перемещаться, получать необходимую социальную поддержку при том, что они изолированы также от заботы родственников и социальных служб. В связи с отсутствием мер по созданию необходимых условий для содержания инвалидов в местах лишения свободы они вынуждены обращаться в Европейский Суд по правам человека для защиты своих прав, тем более что первое прецедентное решение по данной проблеме уже принято.

Уголовно-исполнительное законодательство не содержит положений о создании специальных исправительных учреждений для содержания инвалидов или специальных отрядов для инвалидов.

Осужденные инвалиды, в том числе первой и второй групп, содержатся на общих основаниях в обычных исправительных учреждениях среди здоровых осужденных.

Данный вопрос был поднят Уполномоченным на встрече Президента Российской Федерации с членами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, уполномоченными по правам человека, по правам ребенка и по защите прав предпринимателей 5 декабря 2014 года, по итогам которой Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации совместно с Уполномоченным представить предложения по созданию благоприятных условий и среды пребывания для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Конкретные предложения Уполномоченного по регулированию правового положения инвалидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы и созданию для них благоприятных условий содержания в период отбывания наказания направлены в Минюст России.

Социально-экономические права в условиях санкционного давления
«Частые проблемы пациентов с редкими заболеваниями»

Проблемы лекарственного обеспечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями (т.е. редкими, имеющими распространенность не более 10 случаев на 100 тысяч населения), по-прежнему остаются актуальными и требуют своего разрешения.
В России насчитывается примерно 13 тысяч пациентов с орфанными заболеваниями, около половины из них дети. В 2014 году потребность в финансировании лечения редких заболеваний составила около 26 миллиардов рублей. При этом общие затраты субъектов Российской Федерации, по разным оценкам, составляют 9 миллиардов рублей.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; часть 9 статьи 83 названного Федерального закона предусматривает обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний из этого перечня (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 указанного закона — наиболее ресурсозатратных, так называемых «семи нозологий») за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Несмотря на материальные трудности, нельзя допустить сокращения финансирования, предоставляемого бюджетам субъектов Российской Федерации, на лечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

Возложенное на субъекты Российской Федерации финансирование высокозатратного лечения орфанных заболеваний, упомянутых в соответствующем Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 N 403, является для них непосильной финансовой нагрузкой. Стоимость препаратов для нескольких больных редким заболеванием может превышать затраты на финансирование целой популяции больных с более распространенной болезнью, например, онкологическими заболеваниями.

Частота встречаемости ряда редких наследственных заболеваний в регионах различна, что приводит к значительным финансовым затратам в отдельных субъектах Российской Федерации. В связи с появлением новых методов лечения больных с редкими заболеваниями, включая лекарственные препараты, стоимость такого лечения постоянно растет и, как следствие, становится более сложной задача по его бюджетной оплате.

Уполномоченный в июле 2014 года обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой поручить соответствующим федеральным органам исполнительной власти решить вопрос по изменению правового регулирования правоотношений в сфере оказания необходимой медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Минздрав России согласился с мнением Уполномоченного о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан. Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, для определения целесообразности принятия данного решения необходимо оценить объем дополнительных ассигнований федерального бюджета на эти цели до 2020 года.

Недопустимой является ситуация, когда для получения лекарственных средств, положенных по закону, в частности, экулизумаба, лица, страдающие болезнью Маркиафавы-Микели, вынуждены обращаться в суд. Однако и это не гарантирует защиту их прав. К примеру, только вмешательство Уполномоченного, обратившегося в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, позволило исполнить вступившие в законную силу судебные постановления (инвалид М. из Вологодской области, инвалид О. из Республики Калмыкия, инвалид Я. из Республики Чувашия).

«Чтобы доказать инвалидность, надо иметь железное здоровье»

Проблемы в установлении инвалидности и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья связаны со сложными процедурами и неудобством их прохождения. Порой это требует больших физических затрат и душевных сил.
По данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, численность лиц, состоящих на учете и получающих пенсию по инвалидности в системе Пенсионного фонда Российской Федерации в 2014 году, составила 12550 миллионов граждан (1,5 миллиона человек — инвалиды I группы, 6,4 миллиона человек — II группы; 4,2 миллиона человек — III группы, 590 тысяч детей-инвалидов).

Количество людей с инвалидностью неуклонно сокращается, что, на первый взгляд, должно являться позитивной тенденцией. Глубокий, непредвзятый анализ, в результате каких факторов это происходит, еще предстоит, но один из них очевиден: далеко не все потенциальные инвалиды способны преодолеть многочисленные барьеры на пути к установлению инвалидности.

К сожалению, пока в системе медико-социальной экспертизы сохраняются бюрократизм и субъективный подход к делу. Процедуры установления инвалидности, переосвидетельствования, разработки индивидуальной программы реабилитации продолжают оставаться весьма сложными и длительными.

Однако есть все основания полагать, что новые классификации и критерии, разработанные в рамках мероприятий Концепции совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья), должны обеспечить объективность и достоверность оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов.

Эффективность же практического применения указанных классификаций и критериев можно будет оценить только по прошествии определенного времени и по результатам мониторинга ситуации с установлением инвалидности при новом правовом регулировании, в том числе с участием Уполномоченного и институтов гражданского общества.

Одним из важных аспектов качественного функционирования системы медико-социальной экспертизы является обеспечение физической и информационной доступности ее объектов, а именно — оборудование зданий и помещений, в которых проводится медико-социальная экспертиза, соответствующими приспособлениями для инвалидов по зрению, по слуху, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Неоправданные ограничения для людей с ограниченными возможностями здоровья

Нельзя признать удовлетворительной ситуацию с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации со стороны Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации.
В их числе — несвоевременное обеспечение инвалидов этими средствами, их ненадлежащее качество, в том числе из-за устаревших технологий производства, необоснованные отказы органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС России) в выплате инвалидам компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, сложный «маршрут» получения инвалидом технических средств реабилитации.

Вмешательство Уполномоченного, его обращения в ФСС России позволили решить ряд вопросов обеспечения инвалидов, которые безуспешно в течение длительного времени пытались самостоятельно реализовать свое право на протезы и другие технические средства реабилитации и получить компенсацию за самостоятельно приобретенные такие средства (так, инвалиды Ф. и Ф., проживающие в Пензенской и Ленинградской областях, были обеспечены протезами нижних конечностей, инвалид И. из Москвы получила направление на эндопротезирование коленного сустава, а инвалид Б. из Самарской области — компенсацию за самостоятельно приобретенную ортопедическую обувь и др.).

Ряд существенных нарушений в сфере обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации выявлен Генеральной прокуратурой Российской Федерации, которая на запрос Уполномоченного сообщила, что в целях своевременного обеспечения отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации ФСС России прорабатываются вопросы выделения необходимых средств из федерального бюджета и формирования единого реестра инвалидов, нуждающихся в получении технических средств реабилитации. Уполномоченный отметил, что принятые меры являются промежуточным результатом, и оставил данный вопрос на личном контроле.

В этой связи необходимо принять соответствующие меры по своевременному и качественному обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе по совершенствованию законодательства в данной сфере. Также представляется необходимым расширение Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденногоРаспоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, включения в него иных крайне необходимых инвалидам технических средств реабилитации, таких как многофункциональные кровати с комплектующими приспособлениями, предметы санитарно-гигиенического оснащения.

«Барьеры на пути к безбарьерной среде»

Возможности передвижения для инвалидов и других маломобильных групп населения по-прежнему характеризуются низким уровнем доступности.

В декабре 2014 года принят социально значимый Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ, вносящий изменения в 25 нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оказание инвалидам услуг в сферах транспорта, культуры, информации, здравоохранения, связи, жилищно-коммунального хозяйства. Концепция проекта данного Федерального закона в апреле прошлого года поддержана Уполномоченным, а в июне 2014 года им направлены предложения о внесении в законопроект отдельных поправок.
Данным Федеральным законом с учетом статьи 5 Конвенции о правах инвалидов (ООН) в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введена чрезвычайно важная норма о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и сформулировано определение данного вида дискриминации (общеизвестны нашумевшие в СМИ случаи, когда инвалидов не пускали в самолеты, кафе и магазины).

Так, в июле 2014 года Уполномоченному стало известно о ситуации, в которой оказалась проживающая в городе Москве девушка-инвалид Е. Она не смогла реализовать свое право на получение высшего образования в одном из столичных вузов. При прохождении медико-социальной экспертизы Е. дано заключение о наличии у нее противопоказаний к получению высшего образования, при этом одна из членов комиссии сказала девушке: «Сделай доброе дело. Не занимай место у нормальных детей». Такие высказывания, тем более от должностных лиц, в адрес людей с инвалидностью недопустимы.
Вмешательство Уполномоченного позволило провести повторную медико-социальная экспертизу, по результатам которой вынесено заключение о возможности получения Е. высшего профессионального образования.
Как показал анализ жалоб, поступивших к Уполномоченному в 2014 году, в сфере создания безбарьерной среды для инвалидов остается еще много нерешенных проблем, таких как обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, нехватка доступных транспортных услуг для инвалидов, невозможность большинства из них реализовать право на трудоустройство, проблемы с внедрением инклюзивного образования и другие.

Одной из наиболее острых является и проблема трудоустройства инвалидов. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет примерно 31,9% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста. С целью разрешения данной проблемы для инвалидов, способных и желающих работать, необходимо создание условий, при которых они смогут трудоустроиться на адаптированные к их особым потребностям рабочие места.
Еще в 2013 году Уполномоченный в связи с жалобами от инвалидов о нарушении их права на труд обращался в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу ускорения принятия нормативного правового акта, устанавливающего основные требования по оснащению (оборудованию) рабочих мест с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности. В этой связи Минтрудом России изданПриказ от 19.11.2013 N 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности», который вступил в действие в апреле 2014 года.

По-прежнему актуален вопрос отсутствия технической приспособленности жилых зданий под нужды инвалидов, из-за чего они лишены возможности выйти из домов, в которых проживают, реализовать право вести самостоятельный, независимый образ жизни, установленное статьями 9 и 19 Конвенции о правах инвалидов (ООН). Данная проблема неоднократно освещалась Уполномоченным в его ежегодных докладах.

К сожалению, существует устойчивая проблема приспособления под нужды инвалидов зданий старой постройки, например, пятиэтажных «хрущевок». Органы государственной власти и местного самоуправления не в состоянии решить многие вопросы по приспособлению лифтов и лестниц в жилых домах для беспрепятственного перемещения инвалидов, поскольку для этого отсутствует техническая возможность. Планировка многих квартир также не позволяет приспособить их под нужды проживающих в них инвалидов.

В этой связи необходимо искать иные пути решения данной проблемы. Например, переселением инвалидов из домов, в которых отсутствует указанная техническая возможность, в специально приспособленное жилье, в квартиры на первых этажах. Положительный опыт по переселению инвалидов-колясочников в специально адаптированные квартиры на первом этаже в домах-новостройках имеется в Республике Татарстан.