Мобильная система повышения профессиональных компетенций специалистов, работающих с несовершеннолетними и семьями с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях
Наименование представляемой информации
Информация, представляемая участником конкурса
1. Общая информация об участнике конкурса
1.1
Наименование субъекта Российской Федерации
г. Севастополь
1.2
Наименование органа или организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, адрес сайта
Государственное бюджетное учреждение города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям Директор Мочалова Ирина Степановна http://sevcspsd.ru/
1.3
Фамилия, имя, отчество (при наличии) участника конкурса, дата рождения, занимаемая должность, номер мобильного телефона и адрес электронной почты
Кузьменко Екатерина Евгеньевна Заведующий отделением социально-психологической помощи +79788122590 +79782018979 psyholog.cspsd@mail.ru
1.4
Наименование номинации конкурса
Лучшая практика комплексной поддержки семей с детьми, в том числе воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
П. Общая информация о практике
2.1
Наименование практики
Мобильная система повышения профессиональных компетенций специалистов, работающих с несовершеннолетними и семьями с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях
2.2
Целевая аудитория(на кого направлена практика)
-Психологи в социальной сфере -Специалисты по работе с семьей –Специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере -Заместители директоров по учебно-воспитательной части -Педагоги-психологи -Социальные педагоги – Студенты направления «Психология» обучающиеся в ВУЗ города -Получатели социальных услуг (несовершеннолетние и семьи с детьми)
2.3
Территория внедрения практики (организация,поселение, район, субъект Российской Федерации)
Севастополь – Государственное бюджетное учреждение города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям – Образовательные учреждения города Севастополя – VIII Межрегиональный фестиваль «Геометрия семьи: ярмарка методических идей» г. Севастополь 2024год Мурманск – VIII Всероссийская выставка-форум «Вместе ради детей! Вместе с семьёй» г. Мурманск 2017тод Москва – Второй Всероссийский конкурс «Золотое перо» социальных служб России – 2020» г. Москва 2020 год – Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека – 2021» г. Москва 2021 год – Международная выставка-форум «Россия», павильон Минтруда «Семья. Работа. Долголетие» 2024год – Третий Всероссийский отраслевой конкурс «Учреждение устойчивого инновационного развития» г. Москва 2025 год
2.4
Число лиц,на которых была распространена практика за последний год
1. 33 специалиста ГБУ г. Севастополя ЦСПСД 2. 150 специалистов общеобразовательных учреждений г. Севастополя 3. Студенты направления «Психология» обучающиеся в ВУЗ города 4. Получатели социальных услуг г. Севастополя (несовершеннолетние и семьи с детьми)
IП. Описание практики
3.1
Цели практики
Обеспечение широкого диапазона практик применяемых в работе с несовершеннолетними и семьями с детьми, оказавшимися в кризисной ситуации. Информационно-методическая поддержка по актуальным вопросам в области психологических технологий, методов и приемов деятельности. Распространение эффективного психологического опыта апробированного в реальном времени. Обмен результативным социально-психологическим опытом между коллегами. Выработка гибкой системы взаимодействия Школа-Семья-Центр социальной помощи семье и детям.
3.2
Задачи практики
-научить специалистов системному подходу в оказании помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, оказавшимися в кризисной ситуации; – использовать систему анализа взаимосвязей между различными аспектами дезинтеграции для успешного решения проблемы несовершеннолетних и семей с детьми; – отработать со специалистами структуру коррекционно-психологической помощи несовершеннолетним и семьям с детьми; – предоставить профессиональную психологическую помощь несовершеннолетним и семьям с детьми, оказавшимися в кризисной ситуации; – улучшить качество жизни обратившихся граждан за получением социально-психологической помощью; -повысить качество взаимодействия Школа-Семья-Центр.
3.3
Краткое описание практики
Практика предназначена для владения инструментарием быстрого реагирования помощи несовершеннолетним и семьям с детьми в кризисных ситуациях. Обращение происходит в тот момент, когда несовершеннолетний или родители уже не видят выхода и все самостоятельные попытки решить проблему уже исчерпаны. Психолог становится последней инстанцией, куда обращаются за помощью. Для этого методы и техники работы со случаями, должны быть ёмкими и продуктивными. Некоторые критические ситуации в семьях считаются постыдными и раскрываются уже при патовых ситуациях. Поэтому такие Обучающие программы как подростковый суицид, самоповреждения, кибербуллинг, интернет груминг, насилие в семье, развод и др., дают возможность специалистам быть подготовленными и иметь множество вариантов помощи в своем практическом арсенале. Появление новых нестандартных ситуаций требует мобильности и постоянного мониторинга тем, с которыми могут обратиться несовершеннолетнии и семьи с детьми. Новые веянья подхватываются быстро и мгновенно внедряются в неокрепшую психику несовершеннолетних. Популяризация таких запрещенных направлений как группы чайлдфри, проблемы с половой и гендерной идентификацией, попадание в поле экстремистской активности и дропперство – все это может влиять на несовершеннолетних, семью и разрушать их. С каждым из этих направлений ознакомленный и подготовленный специалист может работать. Практика предполагает тесное взаимодействие Школа-Семья-Центр. Для более плодотворного сотрудничества в этой триаде используются разработанные программы профилактики для образовательных учреждений города, проводимые специалистами Центра, а также проведение обучающих семинаров-практикумов для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, социальных педагогов и психологов образовательных организаций города с целью повышения профессиональных компетенций по формированию навыков помощи несовершеннолетним и родителям. Посредством распространения информационного продукта по важным темам для несовершеннолетних и родителей на сайте учреждения, в группах ВК, на ТВ, а так же буклетной продукции, происходит постоянное информирование о возможности обращения к специалистам Центра за помощью.
Вся апробация выбранных тем проходит в Школе повышения компетенций специалистов, Школе молодого специалиста, Групповых и Индивидуальных супервизиях на базе Центра социальной помощи семье и детям.
3.4
Информация о публикациях о практике в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”(ссылка на публикацию)
https://www.sev–iro.ru/news/2699.html (семинар на тему: «Профилактическая работа педагогов и специалистов психологической службы образовательных учреждений в ситуации выявления фактов виктимизации в отношении обучающихся, в том числе против половой неприкосновенности») https://www.sev–iro.ru/news/2466.html (В Год семьи проведен VIII межрегиональный фестиваль психологии «Геометрия семьи. Ярмарка методических идей») https://inlnk.ru/VoLk6n Мастер-класс на Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития психологической науки в России” https://inlnk.ru/vo9PPZ Профилактика жестокого обращения с детьми https://inlnk.ru/RjAkkj Семинар для педагогов-психологов “Профилактика ранних половых связей у подростков” https://inlnk.ru/jEVOOK Сохранение теплых семейных отношений и воспитание детей радио https://inlnk.ru/YA9eej Межведомственный круглый стол «Добровольческая деятельность психологов г. Севастополя: актуальные вопросы, перспективы развития». https://inlnk.ru/AKoww6 Родительское испытание или Я на стороне подростка
IV.Сведения о внедрении практики
4.1
Дата начала внедрения практики
С 2015год по настоящее время
4.2
Основные этапы внедрения практики
1 этап – Постоянное исследование кризисной среды, в которую могут попасться несовершеннолетнии и семьи с детьми. Мониторинг специфики обращений несовершеннолетних и их родителей к психологам. Формирование «дорожной карты» для персонализации проблем, для которых необходима разработка конкретных подходов. 2 этап – Разработка программ и проведение в школе повышения компетенций специалистов Центра социальной помощи семье и детям. Информирование по актуальной тематики и блок практического применения технологий и методов работы со случаями. 3 этап – Разработка и проведение бесед и бесед с элементами тренинга для несовершеннолетних и родителей для первичной, вторичной и третичной профилактики преодоления кризисных ситуаций. 4 этап – Апробация полученных практических знаний, в ходе которых предлагаемые техники и методы начинают действовать в жизни, в процессе проведения психологических консультаций. Эффективность предложенных техник и методов оценивается посредством сопоставления ситуации и показателей «до» и «после» изменений, позволяющих выявить это на групповых супервизиях Центра социальной помощи семье и детям. 5 этап – Проведение обучающих семинаров для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, социальных педагогов и психологов образовательных организаций города с целью повышения профессиональных компетенций по формированию навыков помощи несовершеннолетним и родителям. 6 этап – Распространение информационного продукта по тематики практики на сайте учреждения, в группах ВК, на ТВ, а так же создание и распространение буклетной продукции для несовершеннолетних и родителей. 7 этап – Мониторинг повторяющихся запросов с образовательных учреждений города и специалистов Центра социальной помощи семье и детям. Анализ ошибок, с которыми столкнулись специалисты при работе с данной практикой и корректировка практических навыков. 8 этап – Формирование многовекторной программы методического сопровождения, в которую входят: программа обучения специалистов данной практики, программа профилактики для образовательных учреждений, буклетная продукция, распространяемая для несовершеннолетних и родителей, информационная продукция для информирования в виде ссылок на сайты и ТВ.
4.3
Число лиц,задействованных во внедрении практики
1. 33 специалиста ГБУ г. Севастополя ЦСПСД 2. 150 специалистов общеобразовательных учреждений г. Севастополя 3. Получатели социальных услуг (несовершеннолетние и семьи с детьми)
4.4
Участие общественных организаций,иных лиц,в том числе волонтеров во внедрении практики
– ГБУ города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям – Общественная организация «Федерация психологов образования России» города Севастополя – ГАОУ ПО города Севастополя «Институт развития образования» – СОШ города Севастополя – ВУЗ (Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова, СЭГИ ФГАОУ ВО КФУ имени В.И. Вернадского )
4.5
Краткое описание результатов внедрения практики
Постоянный мониторинг специфики обращений получателей услуг. Мобильная система повышения профессиональных знаний, быстрое реагирование и помощь специалистам, работающим с несовершеннолетними и семьям с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях. Моментальная апробация полученных методик в процессе предоставления услуг для улучшения жизни граждан. Оперативное распространение практики в образовательных учреждениях региона.
4.6
Описание влияния внедрения практики на повышение уровня жизни получателей социальных услуг
Охват всего региона в информировании граждан, несовершеннолетних и семей с детьми, куда они могут обратиться, попав в кризисную ситуацию. Адресность социальных услуг, с учетом индивидуальных потребностей получателей социальных услуг. Восемь отделений находящийся в разных районах города Севастополя, даёт возможность получателям социальных услуг выбор и доступность. Помощь в улучшении психоэмоционального состояния, адаптация в социуме и семье, преодоление кризисных ситуаций в жизни, что влияет на здоровье и поведение граждан. Мобильная система повышения профессиональных компетенций, информационно-методическая поддержка по актуальным вопросам для специалистов региона. Распространение эффективного психологического опыта апробированного в реальном времени. Тесное взаимодействие триады Школа-Семья-Центр.
4.7
Оценка возможности тиражирования практики
Возможности тиражирования практики во всех регионах Российской Федерации